Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Плавный пуск двигателя.
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Электроснабжение и Оборудование > Электродвигатели


rosck
Известно, что плавный пуск мощных двигателей применяется для ограничение пусковых токов. В первую очередь таким образом уменьшают нагрузку на подстанцию, сеть и комутационную апаратуру. У меня возникла такая ситуация сгорел двигатель при запуске мощность двигателя 250 кВт номинальный ток 450 А 1500 об установлен на насосе. Произошло короткое замыкание в обмотке практически сразу после подачи напряжения. Двигатель с завода новый проработал 1 месяц. Пуск прямой лёгкий до трёх секунд пусковой ток не превышает 1900А Мощность трансформатора 1000 кВА Установлена рядом с насосной. Причины аварии внезапный пробой изоляции 1)Попадание постороннего предмета (передняя и задняя крышка имеют множество вентиляционных отверстий до 6 мм) на роторе имеется задир хотя посторонний предмет не обнаружен 2)Перегрев обмотки, двигатель работал на предельных температурах хотя ток не превышал 350А при запуске прошило ослабленное место хотя мало вероятно соседний такой же двигатель эксплуатировался в таких же условиях и замеры сопротивления обмотки показали хорошую изоляцию такую как при первом пуске. 3)Заводской дефект двигателя. 4)Изоляцию повредили ударные нагрузки при пуске
Вопрос 1)Для запуска таких двигателей обязательно ли применять плавный запуск. Двигатель возможно запускать по схеме звезда треугольник. Для насоса это подойдёт хватит пускового момента? Насос запускается с водой с преоткрытой задвижкой.
Вопрос 2) Хотелось бы узнать опыт эксплуатации подобных двигателей на прямом и плавном пуске. На сколько снижает прямой пуск срок службы двигателя
сергей_абрамов
Если можно сделайте фото обмотки статора с разных точек,место пробоя изоляции крупным планом, можно будет посмотреть , продумать. У нас то же бывают гарантийные ремонты двигунов, участвую в разборе, поэтому опыт имеется.
удачи
ez81
3)Заводской дефект двигателя. 4)Изоляцию повредили ударные нагрузки при пуске.
Двигатель возможно запускать по схеме звезда треугольник. Ну и попадание инородного тела не исключено.
rosck
Фото нет и уже не будет разбирали без моего участия в сторонней мастерской. Двигатель в ремонте скоро будет готов. Про задир на роторе сказал мастер который проводил разборку двигателя. С его слов выгорел небольшой участок обмотки.
ez81
Если денег не попросют то их косяк, если попросют то Ваш.
rosck
Цитата(ez81 @ 11.7.2015, 16:12) *
Если денег не попросют то их косяк, если попросют то Ваш.

Речь не о том кто накосячил и кто кому должен этот вопрос очень спорный. Вопрос про плавный пуск (расматривается вариант звезда треугольник) насколько он необходим с позиции облегчения условий работы двигателя так как с сетью, подстанцией и питающей линией проблем нет. Прошу поделиться опытом эксплуатации конкретно проблемами прямого пуска мощных двигателей установленных на насосах.
ez81
Есть финансовая возможность делайте плавный пуск.
ЛЕША
Котельная, 4-ре сетевых насоса 1д 1250-63б 200кВт 400В. Запуск прямой. Напорная задвижка с эл.приводом. Запуск на полностью закрытую напорную задвижку. ТП в 30 метрах от щитов управления насосами. За 11 лет один сгоревший двигатель.
zendo057
Если ваш движок 220/380 то звезда/треугольник схема не приемлимая. можно попытаться запуск пониженным напряжением, но с учетом что не только пусковой ток уменьшится,но и уменьшится и пусковой момент и мощность.
rosck
Да я писал выше. Его можно подключить звезда треугольник. Он 380/660в. Вопрос в другом он крутит насос и запускается под частичной нагрузкой. Не кто не знает может он на звезде за пуститься или нет. По идеи нужно попробовать переключить на звезду и толкнуть. Вот пока не решил стоит ли городить такой огород или оставить как есть. Нужно ещё убедить клиента. Считаю данную аварию неприятной случайностью а не следствием - ни сделали плавный пуск двигатель сгорел. Общался с инженером обслуживающим такие насосные, везде прямой пуск. И двигатели есть и 400 кВт. Движки иногда горят но очень редко.
Вот ещё один интересный вопрос несколько раз собирал схемы звезда треугольник для плавного пуска и такие же для двух скоростных двигателей. Всегда напрягало первое включение. А конкретно не произойдёт ли реверс при переключении. На всех движках на крышках барно были схемы подключения. Всегда подключал точно по ним. Проблем не было. Звезда собирается просто концы замкнуты на начало фазы. Реверс возможен если поменять фазы на входе. А на треугольнике есть варианты как между собой соединить обмотки или так или по другому. Что делать если нет схемы подключения или концы не промаркированы. По идеи нужно производить пробный запуск отдельно на каждой скорости. У кого какие мысли по этому поводу?
ЛЕША
Цитата(rosck @ 13.7.2015, 23:55) *
что делать если нет схемы подключения или концы не промаркированы.

Определить полярность обмоток батарейкой+милиамперметр, желательно с нулем по середине. Метод трансформации, метод Петрова.
rosck
Цитата(ЛЕША @ 14.7.2015, 4:51) *
Определить полярность обмоток батарейкой+милиамперметр, желательно с нулем по середине. Метод трансформации, метод Петрова.

Мне знаком метод трансформации. Найти начало конец не проблема. Речь идёт о направлении вращения при переключении обмоток звезда треугольник для плавного пуска и треугольник двойная звезда для двух скоростных с1 с2 с3 подключаем фазы АВС соответственно с4 с5 с6 вместе, звезда, вращение вперёд. Треугольник с1 с5 вместе фаза А. с2 с6 вместе фаза В. с3 с4 вместе фаза С. Здесь начинаются проблемы в какую сторону будет крутиться хрен его знает Есть ещё вариант с1с6 фаза А. с2с4 фаза В. с3с5 фаза С при таких способах включения вращение будет одинаковым или будет в разные стороны. Мелкого движка на 660 вольт нет а на больших эксперименты ставить стремно.
rosck
Продолжение темы. Сгоревший двигатель ремонтировали уже три раза. Оба раза сгорел на пуске. первый раз проработал пять секунд и произошло КЗ внутри. Второй раз отработал три секунды. Оба раза не успели даже посмотреть потребляемый ток, очень уж экстремальное занятие запускать 250 кВт после ремонта . Сейчас отремонтировали уже в третий раз скоро опять нужно будет запускать. Планирую установить более серьезную защиту. Так как у нас нет особого выбора на такую мощность в прошлый раз удалось найти только китайский микро контрольный блок защит CDS 10/1500 и добавить реле контроля напряжения типа HHD5-G. Сейчас попался блок УБЗ 302 в нем по уверению производителя есть все необходимые защиты. Возникли следующие вопросы. 1) Есть ли у кого нибудь опыт применения данного блока. Насколько он надежен. Не будет ли у него глюков. У моего китайского CDS 10/1500 некоторые настройки со временем перескакивали на заводские. И приходилось заново выставлять. 2)Чем еще можно защитить, проверенные и испытанные блоки. В недавней теме было предложено использовать устройство МП ЭК-143. Если кому интересно привожу руководство к УБЗ 302
Null
Ремонтники включали его после ремонта у себя на предприятии? Первый запуск производился без насоса?
rosck
Нет на месте пуск производили вместе с насосом. У ремонтников мощность ТП не позволяет. Если горит на пуске, проблема с двигателем. Напряжение и коммутационная аппаратура не причем. Или обмотку не так уложили или проблемы с железом.
ЛЕША
Но на ХХ двигатель ремонтники проверяли? Или ТП совсем слабая?
Провод (шинка) могут еще некачественными быть.
Защита хороша в нормальном рабочем режиме. На пуске двигатель ничего не спасёт.
Null
Пробный пуск делайте без насоса, соединение обмоток звездой.
rosck
Цитата(Null @ 11.3.2016, 17:07) *
Пробный пуск делайте без насоса, соединение обмоток звездой.

Спасибо за ответ.Так и сделаем.
Двигатель намотан круглым проводом. Как они будут проверять, не знаю, у них на базе ТП 160 кВА. Вряд ли они его решаться у себя пробовать запускать, даже на звезде. Ремонт не мои проблемы, они меня не касаются, я отвечаю за коммутационную аппаратуру и защиту. Мои знакомые занимаются ремонтом крупных двигателей, у них также мощность ТП не позволяет запускать большие двигатели. Так они запускают пониженным напряжением, с помощью индукционного регулятора. Защиту хочу поменять для своего и заказчиков успокоения. Вопрос в том как не пролететь при выборе. Вот например, что смущает меня в УБЗ 302 . В руководстве указано максимальный мощность двигателя 315 кВт и максимальный ток 630А. Непонятка первая в трансформатор нулевой последовательности нужно пропустить все три фазы у него внутренний размер 60 - 70мм . У меня минимально возможное сечение для тока 450А 2х95мм медью в каждой фазе. Шесть концов да еще с наконечниками просто не залезут туда. Непонятка вторая - не ясно какие трансформаторы тока нужно устанавливать. Указано максимальное значение номинального тока ТТ 800 А. То есть я должен установить трансформаторы тока 800/5. Но ведь пусковой ток двигателя 315 А может быть более 2500А. И в руководстве говорится про насыщение трансформаторов тока, при токах выше номинальных. Как мне тогда отстраивать максимальную токовую защиту выше пусковых токов ведь при таком раскладе у меня пусковой ток 1900А отстраивать нужно скажем 2200 Ампер будет ли данный трансформатор на таком токе корректно работать. У меня на китайском блоке в руководстве написано защита используется для двигателей от 240 кВт до 360 кВт и производитель требует установки трансформаторов тока 2000/5. Как то все это не стыкуется. Вопрос по защите остается открытым.
moshkarow
Цитата(rosck @ 11.3.2016, 17:40) *
. Непонятка первая в трансформатор нулевой последовательности нужно пропустить все три фазы у него внутренний размер 60 - 70мм . У меня минимально возможное сечение для тока 450А 2х95мм медью в каждой фазе. Шесть концов да еще с наконечниками просто не залезут туда.

Это другой двигатель ? Здесь УПП нет ?
КАК пускается двигатель ?
Установить УБЗ между вводным автоматом и контактором . Это будет не шесть концов , а только три .


Цитата(rosck @ 11.3.2016, 17:40) *
. Непонятка вторая - не ясно какие трансформаторы тока нужно устанавливать. Указано максимальное значение номинального тока ТТ 800 А. То есть я должен установить трансформаторы тока 800/5. Но ведь пусковой ток двигателя 315 А может быть более 2500А. И в руководстве говорится про насыщение трансформаторов тока, при токах выше номинальных. Как мне тогда отстраивать максимальную токовую защиту выше пусковых токов ведь при таком раскладе у меня пусковой ток 1900А отстраивать нужно скажем 2200 Ампер будет ли данный трансформатор на таком токе корректно работать. У меня на китайском блоке в руководстве написано защита используется для двигателей от 240 кВт до 360 кВт и производитель требует установки трансформаторов тока 2000/5. Как то все это не стыкуется. Вопрос по защите остается открытым.

не совсем ответ , но

Добрый день!

1. Амперметры серии Э47 способны выдержать кратковременную перегрузку 5-7 In в течении 10-15 с.
2. Ток КЗ может вывести прибор из строя (зависит от величины и продолжительности воздействия тока КЗ).
3. Рабочий ток электродвигателя должен находиться ближе к середине диапазона измерения амперметра.

С уважением,
Аминев Дмитрий Эдуардович
Инженер-консультант
Информационно-аналитического отдела
Технического департамента
ООО «ЭлектроОптТорг»
Группа компаний IEK
 +7 (495) 542-22-22, (доб. 3560)
:mailto: aminevdeh@iek.ru
:mailto: helptd@iek.ru
: www.iek.ru

rosck
Двигатель тот-же самый. УПП нет. Пуск прямой.


Цитата(moshkarow @ 11.3.2016, 20:47) *
не совсем ответ , но

От трехкратной перегрузки с трансформаторами тока ни чего не произойдет. Тем более, что у данных трансформаторов вместо первички отверстие в которое можно заложить проводник достаточного сечения. Вопрос в другом допустим при рабочем токе двигателя скажем 400 А на выходе трансформатора тока 800/5 будет 2,5 А здесь проблем нет. А при пуске будет протикать ток 1900А чтобы отстроить защиту от КЗ нужно выставлять ток еще выше ну скажем 2200А Выдаст ли ТТ на выходе 13А. Мне кажется нет. Он уйдет в насыщение и даст гораздо меньший ток. Блок не поймет, что происходит короткое замыкание и максимально токовая защита не сработает.
moshkarow
Байтер И.И.Защита и АВР электродвигателей собственных нужд.1980, файл в формате djvu
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex....362434129830604

Цитата(rosck @ 12.3.2016, 4:03) *
Мне кажется нет.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ТРАНСФОРМАТОРОВ ТОКА, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СХЕМАХ РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ И ИЗМЕРЕНИЯ. РД 153-34.0-35.301-2002 (УТВ. РАО "ЕЭС РОССИИ" 06.06.2002)
https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&a...hXUQakbam4D0cog
ТРАНСФОРМАТОРЫ ТОКА ПАСПОРТ

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex....201729465508538

Проверка трансформаторов тока
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex....340435833745313

moshkarow
Расскажите еще об одном важном параметре – коэффициенте номинальной предельной кратности обмоток защиты. Насколько важно его задавать при заказе трансформатора?

– Очень часто потребители или проектные организации запрашивают кривую предельной кратности. Один из основных параметров, который заносится в паспорт прибора, – напряжение намагничивания, точка, в которой кривой участок переходит в линейный. Во сколько бы ни вырастал ток в первичной обмотке, на вторичной обмотке ток расти перестает. Если мы рассматриваем коэффициент безопасности приборов и предельную кратность, физическая суть у этих параметров одинакова.

Коэффициент предельной кратности указывает, до какого значения будет расти ток при коротком замыкании в первичной обмотке, до какого предела мы должны питать релейную защиту, чтобы она сработала. Коэффициент предельной кратности равен 10, это говорит о том, что при коротком замыкании в первичной цепи ток во вторичной обмотке будет до 50 А, не более. Если, предположим, релейная защита рассчитана на срабатывание при токе 75 А, то коэффициента 10 будет недостаточно, т. е. короткое замыкание защита «не увидит», поэтому заказчик ставит предельную кратность, например 15, но это предельное значение, и надо брать 16, чтобы релейная защита среагировала и отключила все приборы до того момента, как сердечник начнет насыщаться.

Номинальная предельная кратность
вторичной обмотки для защиты, при номи-
нальном первичном токе, А, не менее:800 = 15 .
Это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится вторичный ток на измерительной обмотке, если ток первичной цепи резко возрастет. Измерительная обмотка построена таким образом, что при возникновении короткого замыкания сердечник быстро насыщается и ток в ней перестает расти. Например, вторичный ток 5 А, а коэффициент 15, тогда максимально возможный ток, который возникнет во вторичной обмотке, будет равен 75 А.

http://www.eprussia.ru/epr/197/13986.htm
rosck
Цитата(moshkarow @ 12.3.2016, 12:46) *
Коэффициент предельной кратности равен 10

Спасибо за ссылки, ВЫ оказались совершенно правы. Сейчас взял китайский трансформатор тока 150/5 и продавил его током начиная от 150А и заканчивая 2000А во вторичной цепи рост тока прекратился на отметке в 50 Ампер при токе в первичной цепи около 1500 Ампер Дальнейший подъем тока до 2000А не вызвал ни какого увеличения тока во вторичной цепи. Значить в моем случаи трансформатор тока 800/5 можно смело ставить. Даже будет достаточно 600/5. Я думал что порог насыщения трансформаторов наступает гораздо раньше. Лет так 15 назад кроме автоматов тепловых реле да токовых реле ничего не было. И также из-за плохого финансирования приходилось изобретать самодельные защиты, некоторые работают и по сей день. Поступал я так брал шесть диодов Д242 соединял их в мост подключал к трансформатором тока. Трансформаторы тока первичка в цепи двигателя вторичка звездой на диоды. Выход диодного моста нагружал на мощное сопротивление номиналом в 1 Ом получался датчик тока, преобразовывал переменный ток в постоянное напряжение. Далее собирал электронную схему на базе компаратора и реле времени. По такой схеме кратность тока была значительно меньшей падения напряжения на диодах и на сопротивлении сыграли свою роль. Как я сейчас понял в данном случаи не стоит прибор располагать далеко от трансформаторов тока и использовать длинные и тонкие провода.
Но все равно по выбору прибора вопрос остается открытым. Ни ужели ни у кого нет опыта установки микроконтроллерных блоков защит. Интересует надежный проверенный вариант прибора.
moshkarow
Электронные токовые реле перегрузки LR97D и LT47
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex....902662590810499

или китайские варианты электронные реле максимального тока Reviews
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex....782564726080145

Цитата(rosck @ 12.3.2016, 16:36) *
Значить в моем случаи трансформатор тока 800/5 можно смело ставить. Даже будет достаточно 600/5.

C одним вопросом разобрались .Тр-р тока спокойно выдержит перегрузку .
Несколько тостов назад я приводил письмо из ИЭК об амперметре .
Значит тр-р тока ток перегрузки выдержит , а амперметр нет . поэтому мы должны увеличить Коэф. трансформации.
КАК УЗД отреагирует на пусковой ток или ток КЗ ?


Цитата(rosck @ 12.3.2016, 16:36) *
в данном случаи не стоит прибор располагать далеко от трансформаторов тока и использовать длинные и тонкие провода.

тр-ры тока и УЗД должны располагаться на одной панели
минимальное сечение токовых цепей медь 2,5 . Рекомендую 4mm2 .
Диего
Интересно как себя поведет это электронное токовое реле перегрузки при обрыве фазы. Ведь ему самому надо питание. Хотя наверное отключится, т.к. для коммутации не будет напряжения.
rosck
Те современные реле которые попадались мне отключали двигатель в течении полсекунды при исчезновении тока в одной из фаз. Если на работающем двигателе произойдёт обрыв одной фазы, на оборваном конце, двигатель пока крутится, будет генерироваться напряжение близкое по фазе и величине к оборваной фазе. Этого будет достаточно для отключения двигателя. Поэтому схемы защиты от потери фаз типа три реле на фазу. Или с помощью трёх конденсаторов не работоспособны.

Цитата(moshkarow @ 12.3.2016, 20:26) *
или китайские варианты электронные реле максимального тока

Нечто подобное у меня стоит.
Мне понравились возможности прибора УБЗ 302. Там только способов срабатывания по превышение номинального тока несколько. Есть токо время зависимае отключение, тоесь чем больше перегрузка тем быстрее откючится. Или простой вариант, превышение, выдержка времени, отключение. Отключении при небольшой утечки типа как УЗО. Проверка изоляции двигателя перед запуском. Контроль напряжения. Защита от асимметрии токов. Возможность подключения температурных датчиков и защита от перегрева.
rosck
Сегодня успешно запустили двигатель после ремонта. Двигатель запускали без нагрузки. Ток холостого тока оказался небольшим 65-70 Ампер. При номинальном 450А получается всего 15% не маловато ли для такого двигателя? Закупили два блока УБЗ 302. Сегодня пол дня разбирался с настройками и учился программировать. У этого блока есть возможность программирования с компьютера. Но подключить не удалось. Нет инструкции как это сделать. И похоже нужен драйвер. Но его найти не удалось. Комп устройство не определяет. А так, с клавиатуры, удалось все настроить даже датчик температуры подобрал. Вроде как пока все идет по плану. Как востановится погода поеду устанавливать защиту.
rosck
Поступил новый заказ на монтаж новой насосной. На насосной будет два двигателя по 90 кВт. Мощность трансформаторной подстанции 250кВА. Насосы будут работать вместе. Запускаться по очереди, пуск легкий, 2-3 секунды. Меня смущает, как мне кажется, недостаточный запас по мощности ТП. Вроде как один двигатель ,на прямом пуске, ТП будет запускать, допускается кратковременная двойная перегрузка трансформатора.Ток двигателя 160А пусковой ток будет гдето около 800А. Запуск второго двигателя создаст еще большую перегрузку. Кроме этого могут возникнуть проблемы с автоматикой первого насоса при просадке напряжения. Можно сделать облегченный запуск, двигатель 660/380 вольт. Предлагаю клиенту именно этот вариант. Если клиент откажется от этого варианта, стоит ли делать прямой пуск?
moshkarow
Сибикин ю.д
справочник молодого рабочего по эксплуатации электроустановок промышленныйх предприятий 1992 г
Страница 85 табл48

скин
rosck
Благодарю за ответ. В таблице 73 говорится для блока трансформатор-двигатель не более 80% от мощности трансформатора, у меня меньше 50%. А если трансформатор один, а двигателей два? В таблице 72 не указана посадка напряжения для двигателя 100(90) кВт, от трансформатора 250 кВА, только от 400. Из собственного опыта, запускал электродвигатель мощностью 50 КВт от трансформатора 100 кВА много раз. Пуск был не совсем лёгкий около 10 секунд. Правда на валу двигателя стояла центробежная муфта.
wzo35200
Цитата(moshkarow @ 7.6.2016, 18:55) *
Сибикин ю.д
справочник молодого рабочего по эксплуатации электроустановок промышленныйх предприятий 1992 г
Страница 85 табл48

скин


moshkarow, а не могли бы Вы поделиться этой книжечкой, я так понял она у вас в электронном виде есть, пробовал искать в гугле, нужного файлика не нашлось.
ЛЕША
Пожалуйста
wzo35200
Цитата(ЛЕША @ 8.9.2016, 11:23) *
Пожалуйста


Огромное спасибо!
rosck
Продолжение темы. На данной насосной станции снова возникли проблемы. Из за ремонта сетей 35 или 110 кВ электросети вывели участок в ремонт, а потребителей подключили через другую, более длинную линии. Из за чего напряжение приходит по высокой пониженное, конкретно на данной ТП под нагрузкой 185 вольт. Ток нагрузки двигателя превышает допустимый и автоматика уходит в защиту. На вопрос когда восстановят прежнюю схему снабжения, был получен ответ, не скоро. Вопросы с РЭСом решаются, но результата пока нет. Если не удастся решить, тогда решать техническими средствами, есть некоторый запас по регулировки на анцапфе, но может не хватить. Собственно вопрос. Есть ли частотные привода, на данную мощность, которые могут работать при пониженном напряжении.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.