Цитата(rullON @ 11.9.2008, 14:54)
все в один голос говорят, что коллекторные машины обратимы.
Дальше идут расхождения - по необходимости доработок, схемам соединения, и др.
Ключевой момент - компенсация реакции якоря.
Осуществляется на мощных машинах с помощью дополнительных (компенсационных) обмоток, на маломощных - сдвигом щёточного узла относительно нейтрали (насколько помню: у двигателей - навстречу вращению, у генераторов - по вращению якоря).
Наглядно можно поэкспериментировать с моторчиком от детской игрушки. При неизменном напряжении питания небольшое смещение щёточного узла при работе двигателя вызывает увеличение скорости вращения.
Как правило, маломощные электродвигатели постоянного тока - реверсируемые, поэтому щётки устанавливаются в нейтральной плоскости. Так как генератор предполагает постоянное направление вращения привода, есть смысл опытным путём найти наивыгоднейшее смещение щёточного узла.
OFF:
Кстати, весьма остроумно сделано "переключение полярности" на генераторах постоянного тока пассажирских вагонов (направление движения которых может меняться даже в течение одного рейса): траверса с закреплёнными 4мя щёточными узлами имеет возможность поворачиваться вслед за вращением якоря внутри корпуса примерно на четверть оборота под действием силы трения щёток по коллектору. Поэтому при изменении направления движения "положительные" щётки остаются "положительными", а "отрицательные" - "отрицательными".