Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Трансформаторное масло, ХАРГ
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Обо всем > Вопросы от профессионалов


asverevkin
Здравствуйте, джентльмены! Нужна консультация компетентных (и не очень) специалистов. Вопрос такой: являются ли результаты хроматографического анализа растворенных в масле газов достаточным поводом для вывода трансформатора в кап. ремонт? До появления хроматографа у нас на производстве были случаи, когда трансы работали даже с выделением газа; тогда примитивным способом отбирались пробы из газового реле на предмет наличия горючих газов: в пластиковою бутылку набирался раз из реле, чиркали зажигалкой, если газ воспламенялся, то трансформатор выводили в кап.ремонт, если нет - то он оставался в работе под наблюдением спецов. После появления хроматографа началось безобразие. Специалисты ЭТЛ уверяли, ссылаясь на результаты ХАРГ, что где-то в обмотке имеется "прогар размером с пятикопеечную монету". Дважды за последние два года на основании одних лишь результатов ХАРГ выводили трансформаторы ТЦНП-80000/20 в ремонт, после вскрытия и подъема активной части никаких "прогаров" и иных дефектов обнаружено не было, и трансформаторы отправляли на металлолом (капиталить не стали, так как дефект выявлен не был - собственно, и не понятно было, что надо устранять). Газовыделения в процессе эксплуатации не наблюдались, сопротивление изоляции - в норме, напряжение пробоя масла в норме, хим. анализы масла (кислотное число, кол-во мех.примесей и т.д.), кажется, тоже были в норме, ЕДИНСТВЕННОЙ причиной вывода в ремонт были результаты ХАРГ.

Возникает вопрос: насколько целесообразен и оправдан вывод в ремонт трансформаторов на основании результатов ХАРГ? Если не оправдан,то есть ли ссылки на какие-нибудь нормативные источники? И вообще, как быть - если подумать, то это же глупо, ломать технику понапрасну (пусть даже она уже древняя - больше двадцати лет эксплуатации в нещадном режиме)? В крайнем случае, даже если повреждение начнет развиваться, отработает же газовое реле! Какие могут быть последствия, если даже оно не отработает?

Заранее благодарен за консультации.
?
Результаты хроматографического анализа растворенных газов в масле силового трансформатора являются показаниями для проведения внеочередных измерений сопротивления изоляции обмоток, тангенса угла диэлектрических потерь обмоток, сопротивления обмоток постоянному току, потерь холостого хода, тепловизионного контроля поверхностей бака трансформатора и системы охлаждения, а также проведения хроматографического анализа растворенных газов в масле бака контактора. По совокупности результатов измерений принимается решение о проведении дальнейших мероприятий с данным трансформатором (оставить трансформатор в работе с учащенным контролем, провести дегазацию масла, вывести трансформатор в ремонт и проч.).
отсюда
_Alex_
Концентрации каких именно газов показал ХАРГ? Если этилен и ацетилен - значит перегрев (стали или контактных соединений). Углекислота появляется при повреждениях изоляции, а также при старении масла из-за перегревов. Выводить транс по результатам ХАРГ все же следует при завышении предельно допустимых концентраций. Если повреждение изоляции обмоток не обнаружены, то скорее всего это из-за перегрева. Тогда транс надо выводить в ближайшие полгода. Если пробой изоляции - выводить немедленно.
А транс зря на металлолом отправили. Залили бы новое масло и погоняли, раз дефектов не обнаружили.
asverevkin
Цитата(_Alex_ @ 23.11.2009, 19:46) *
А транс зря на металлолом отправили. Залили бы новое масло и погоняли, раз дефектов не обнаружили.

Специалисты ЭТЛ (которые и замутили все это)
сказали, что, мол, 80% обмотки закрыто
изоляционными бандажами, и, якобы, подгар
поэтому не виден, но он где-то есть... Масло гоняли УВМ
без вывода из работы не раз, характеристики
были неплохие. Трансформатор разломали лишь
по результатам ХАРГ. Какие там концентрации
я не знаю, не спец, но тот, кто этим занимается,
утверждал, что горит обмотка, "прогар размером
с пятикопеечную монету". Как уж он определил,
что именно "с пятикопеечную", я не знаю.
Но, даже если есть развивающееся повреждение,
то зачем выводить? Отработает же газовое реле,
в крайнем случае. А у нас транс даже не газил "на сигнал".
KIVOK
Цитата
Возникает вопрос: насколько целесообразен и оправдан вывод в ремонт
А склько тонн масло в трансформаторе и расширителе? И если внутри бака произойдет к.з, то без выброса горящего масла- не обойдется. Вспомним историю на КАМАЗе. Связывайтесь с НИИ - трансфоматор и пусть они дают заключения
asverevkin
Цитата
[quotename='KIVOK' date='23.11.2009, 23:03' post='112791']
А сколько тонн масла в трансформаторе и расширителе? И если внутри бака произойдет к.з, то без выброса горящего масла не обойдется. ]


Трансформатор не маленький: мощность 80000 кВА, полная масса - 100 тонн, масла - 35 тонн. Можно пофантазировать, какие могут быть
последствия, если все же газовая защита не отработает и произойдет
выброс горящего масла. Но, когда вытаскивают из нормально работавшего транса активную часть без видимых дефектов и повреждений (ссылаясь ТОЛЬКО на результаты ХАРГ), то это наводит на размышления. И это не в первый раз. И что с ним делать? Вроде и эксплуатировать нельзя (что-то же якобы горит в обмотке или где-то там), и капиталить нельзя (непонятно, что же надо ремонтировать). Свежее масло залить - тоже нет смысла (так же начнет гореть,если есть повреждение). Не лучше ли подождать, пока не бабахнет? А какие могут быть последствия от этого - вдруг защиты не отработают, и погорит все синим пламенем? Завод-изготовитель тоже внятно не мог ответить: а им что - транс не на гарантии, зачем думать, когда можно не думать.

Ситуация двоякая:
С одной стороны, многолетний опыт эксплуатации таких трансов показал, что некоторые агрегаты продолжительное время работали даже с выделением газа - и ничего (это до появления хроматографа).
С другой стороны, сегодня, в соответствии с результатами ХАРГ, концентрация растворенных газов в масле трансформатора превышает предельно допустимую, то есть в тр-ре имеет место развивающееся повреждение (хоть транс и не газит). Такие выводы стали делать наши умники после появления в организации хроматографа.

Вопрос: есть ли такой нормативный документ, где написано, что ЗАПРЕЩАЕТСЯ эксплуатация трансформатора с концентрацией растворенных в масле газов, превышающей предельно допустимую? Какие мероприятия необходимо выполнить с трансформатором в этом случае?

В инструкции завода-изготовителя ничего не написано про ХАРГ.
Я маленько копошился в нормативной литературе, но там все
очень неконкретно, например, в ПТЭЭП написано, что следует немедленно вывести тр-р в ремонт, если есть необходимость "замены масла по результатам лабораторных анализов". Ну, а если есть возможность подкатить передвижную дегазационную установку и периодически "гонять" масло без вывода агрегата из работы, восстанавливая параметры масла?
Тогда и выводить транс не надо, параметры ведь в норме.

Также можно поставить вопрос по-другому: если все же трансформатор загорится и сгорит, то есть ли шансы у энергетика, разрешившего эксплуатацию такого тр-ра, и у других, к этому причастных, спасти свои шкуры? Какими бумагами и ссылками на какие документы они могут спастись?
Гость
Решение на вывод трансформатора и его ремонт принимает гл. инженер (энергетик) по результатам комплекса испытаний. Прикинте сколько стоит металлолом от трансформатора 80МВА и кому пошли деньги. За такие деньги найдут любой прогар внутри обмоток.
asverevkin
Цитата(Гость @ 27.11.2009, 21:32) *
Прикинте сколько стоит металлолом от трансформатора 80МВА и кому пошли деньги. За такие деньги найдут любой прогар внутри обмоток.


Мы уже думали над этим. Этот вариант отпадает, потому что у нас есть много чего еще разобрать, помимо этого трансформатора. Есть такие же трансы, но уже реально горевшие, и никто сильно не торопится их разбирать. Можно много чего еще забраковать и из уже давно выведенного из эксплуатации по причине морального и физического устаревания, а тут мы имеем дело с нормально работавшим трансом. Просто политика у организации такая - пусть лучше сгниет, чем принесет прибыль. Выше я просто оговорился - трансформатор не сдали на металлолом, но он пойдет на металлолом в перспективе, то есть, в работу его уже никогда не введут.
Гость
Результаты ХАРГ могут ориентировочно сказать о дефекте внутри транса. и приблизительно о температуре в месте дефекта. Дефект с выделением газов в масле должен быть высокотемпературным, но малой мощности. газы растваряются в масле а не скапливаются в газовом реле. газовая защита или реле на них не реагирует. место дефектов в основном бывает на контактах изберателя, переключателя обмоток при близких КЗ, при переключении РПН может изчезнуть, ЭТЛ по оммикам этот дефект может определить, но не всегда. повторные отборы масла могут показать или снижение газов или рост их. Дефект магнитопровода пожар в стали. результат испытаний ХХ но не всегда подтверждается. в старых конструкциях ТР магнитопровод стянут шпильками, прогар изоляции шпилек, вскрытие ТР подъем активной части или колокола и мегаометром замер изоляции шпилек с последующей их изоляцией и ТР работает очень долго. еще могут наблюдаться частичные разряды в твердой изоляции малой мощности но это вобще ЭТЛ не обнаружит, только визуально, если на наружных витках обмотки, внутри это не реально, и заземление магнитопровода тоже пожет дать ХАРГ. Из бака контактора масло на ХАРГ не берут, при работе РПН там много углерода и газа при горении дуги. поэтому баки и делают раздельно, чтобы масло не смешивалось. Газовая защита ТР или реле работает на снижение уровня масла или переток его из бака ТР в расширительный бак, переток происходит при бурном выделении газов поврежении вводо 110 кВ или выше внутренней части нижней покрышки, КЗ в обмотках, повреждении контактов РПН, последствия вздутие бака, разрыв сварных швов, выброс гарящего масла через выхлопную трубу или аварийный клапан если с него при монтаже не забыли снять транспортные упоры. за ТР надо наблюдать. Если есть сомнения то ХАРГ можно сделать и в других лабораториях.
asverevkin
Здравствуйте. И все же зря тогда выкатили тот транс: можно было вскрыть на месте и посмотреть - там просто была разбита КДВ (бак общий). Выкатили, но капиталить не стали за недостатком финансирования, теперь он, бедолага, и стоит на отстое, и простоит еще неизвестно сколько времени. Теперь корячится в капремонт другой уже транс: ТДЦ-250000/220. Результаты ХАРГ говорят о том, что в баке горит магнитопровод. Подождем, вскрытие покажет...
Гость
Могу ответить по диагностике оборудования по результатам ХАРГ
сергей_абрамов
С трансами такой мощности лучше " перебдеть, чем недобдеть" .. Вопрос на самом деле очень серъёзный. И если ХАРГ показал, то лучше следовать его рекомендациям, чем не обращать на анализы никакого внимания.
Удачи.
Гость_Михаил*
Доброго времени суток. Самое главное, я бы на Вашем месте усомнился в заключении Вашего спеца, потому что прогара в обмотке работающего трансформатора быть не может - он сразу выходит из строя - короткое замыкание(либо межвитковое, либо межслоевое)! Еще момент по цвету газа (черный, серый, белый) в газовом реле или отобранном можно определить причину выхода из строя трансформатора! Срок гарантируемый службы всех трансформаторов раньше составлял 25 лет, сейчас 30 лет! Кроме того должны производиться заборы масла в ходе очередных осмотров транса, а там уже становится видно что почем! Вам правильно подсказали, если масло стало плохим, а транс живой (определяется в ходе испытаний) - меняете либо регенирируете масло и обратно, транс работает - все довольны! А в принципе если есть склад (на черный день) и есть сомнения в трансе, запускайте его на испытания, если прошел - назад в работу и все, нет - в ремонт, а со склада в работу! Кроме того газовое реле всегда сработает и все остальное оборудование останется "живым"...
Денис1981
Доброго Дня!
Скажите пожулуйста, если мы регулярно проводим хромотографический анализ масла, то следует ли проводить анализы
общего газасодержания?
Гость_Павел_*
Добрый день!
На моем опыте было 2 транса забракованных мною по результатам ХАРГ, в обоих случаях испытания и измерения изоляции, ХХ, тангенса и оммиков не показали ни каких дефектов, однако ХАРГ показывал дефекты искрового характера и перегрев масла во втором случае, после вскрытия в первом трансе было обнаружено, что монтажные шпильки не были выкручены и разряды протекали между корпусом и верхней ярмовой балкой, во втором случае было нарушение изоляции стяжной шпильки. дефекты были устранены и трансы до сих пор гудят))
scasi
Попробуйте померить точно также такимже прибором как тут http://www.hcsds.ru/press/news/detail/734
Всеволод
Цитата(asverevkin @ 23.11.2009, 19:26) *
Здравствуйте, джентльмены! Нужна консультация компетентных (и не очень) специалистов. Вопрос такой: являются ли результаты хроматографического анализа растворенных в масле газов достаточным поводом для вывода трансформатора в кап. ремонт? До появления хроматографа у нас на производстве были случаи, когда трансы работали даже с выделением газа; тогда примитивным способом отбирались пробы из газового реле на предмет наличия горючих газов: в пластиковою бутылку набирался раз из реле, чиркали зажигалкой, если газ


Поставте стационарного автоматического "сторожа" газов - Гидрокал. Измеряет каждые 20 мин.
Начнётся процесс образования газов - сразу вызовет, до аварии.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.