Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Напряжение ~660В. Что Вы думаете об этом уровне напряжения?
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Обо всем > Вопросы от профессионалов


VladM
Выскажите, пожалуйста, своё мнение о "якобы стандартном" уровне напряжения ~660В.

Интерес к этому странному уровню напряжения возник в связи со следующим.
На нескольких объектах есть агрегаты с высоковольтными двигателями по ~6кВ и ~10кВ. У хозяина этих объектов есть желание немного "поавтоматизировать" и создать системы АСУ ТП на базе частотно-регулируемых приводов - по крайней мере, начать хотя бы с одного агрегата и посмотреть на результат. Однако мощности двигателей не вполне соответствуют уровню напряжения - самое большое, что есть - это 1250кВт. Иными словами "натуральный" высоковольтный ЧРП будет слишком дорог (для данных мощностей импортные производители предпочитают 690...2400В - как у ЭД, так и у ЧРП). Двухтрансформаторная схема (пониж. тр-р -- НВ ЧРП -- НВ син. фильтр -- повыш. тр-р) зарекомендовала себя не самым лучшим образом. Поэтому остаётся вариант с заменой высоковольтных ЭД на низковольтные, тем более, что старым ЭД уже давно "срок подошёл". Возникают альтернативы:
1. ЭД по 630кВт, 800кВт, 1250кВт на ~0.38кВ - большие рабочие токи, большие токи КЗ;
2. ЭД по 630кВт, 800кВт, 1250кВт на ~0.66кВ - рабочие токи и токи КЗ в 1.73 раза ниже, но уровень напряжения настораживает. 660В - какое-то непонятное напряжение...

Что Вы думаете о 660В? Был ли у Вас опыт работы с этим напряжением?
dimbas
ну для начала я думаю нужно узнать существуют ли вообще ЭД такой мощности на то напряжение которое вы хотите использовать. Я ЭД на напряжение 380В мощностью более 400кВт не встречали и не слышал. Проблема вся в токе. ЭД мощностью 1250кВт на напряжении 380 это около 2000А а такой ток кабелем уже передать проблема остается шинопровод. На напряжении 660 возможно такие есть. Потому такие ЭД и взяты на напряжение 6кВ ток меньше кабель тоньше. Я думаю это вообще дорогое удовольствие будет. Шинопровод, трансформатор специальный на 660В приличной мощности, ЧП. Будут ли плюсы от этого.
VladM
Советские двигатели выше 315кВт действительно делали на 6 и 10 кВ.
Сейчас есть новая российская серия АДЧР на 0.4 и 0.66 кВ на мощности до 1250кВт.
Наконец существуют: Siemens, WEG, Leroy Somer, VEM, Dutchi Motors, Schorch и т.д... Ассортимент очень большой: только деньги плати и "всё будет" - и низковольтный и на большую мощность.

Вопрос в другом - какое из двух зол выбрать:
1-ое зло: беру ~0.4(0.38)кВ, нормальное хорошо знакомое напряжение, ни у кого никаких вопросов нет; но получаю высокие рабочие токи и огромные токи КЗ: в одном из вариантов с 0.4кВ ударный ток КЗ у меня получился такой, что даже сильнейший из линейки шкафов Ri4Power (RITTAL) не проходил по электродинамической стойкости. Т.е. при КЗ шины банально разворотит. Караул.
2-ое зло: беру ~0.69(0.66)кВ, выгляжу как белая ворона, у всех возникают вопросы и недоумения, приходится много оправдываться, опять же - у нас никто никогда с 660В дела не имел ; зато реальных технических проблем намного меньше: если, к примеру, посмотрите на серию сильноточных выключателей IZM от Moeller, то увидите следующую картину (для исполнения Н):
Icu при ~440B == 100кА
Icu при ~690B == 85кА
Иными словами: ток КЗ падает в 1.73 раза, а отключающая способность выключателя только на 15%.

Думаю...
gomed12
Даже не стал бы думать, однозначно 660 В.
Эти напряжения в основном в силовой части, остальное на стандартные напряжения, ну будут в цепи классные п/проводниковые элементы, страшного ничего не вижу.
VladM
Цитата(gomed12 @ 14.11.2008, 19:13) *
Даже не стал бы думать, однозначно 660 В.
Эти напряжения в основном в силовой части, остальное на стандартные напряжения, ну будут в цепи классные п/проводниковые элементы, страшного ничего не вижу.

На самом деле я пока что тоже ничего страшного не вижу. И это настораживает: если всё хорошо, то Вам чего-то не договаривают. Вот и боюсь сюрпризов.

Впрочем, кое-что неприятное есть:
1. И при 0.4 и при 0.66 кВ подстанцию придётся строить рядом с двигателем, иначе кабели влетят в копеечку,
2. При 0.66кВ и трансформатор, и двигатель, и ПЧ будут дороже. Зато выключатели дешевле.

Может быть кто-то видит другие неприятности? Поделитесь, пожалуйста.
gomed12
Помнится для главного привода постоянного тока на драге применялись 2 ДПТ, работающие синхронно на один вал первой ступени редуктора.
Это к тому, что при решении определенных задач возможен вариант использования 2-х АД половинной мощности тем более реализация синхронности возможен при управлении с ЧРП.
электроник1
можно поставить 2 тр-ра- 6/0,66 и 6/0,4.
VladM
Цитата(электроник1 @ 14.11.2008, 22:25) *
можно поставить 2 тр-ра- 6/0,66 и 6/0,4.

Не понял Вашу мысль. Зачем?

Цитата(gomed12 @ 14.11.2008, 21:49) *
при решении определенных задач возможен вариант использования 2-х АД половинной мощности тем более реализация синхронности возможен при управлении с ЧРП.

К сожалению, это не всегда возможно. Например, такой вариант не пройдёт если уже есть старый ВВ ЭД, который мы хотим снять и на его место поставить новый НВ ЭД. Два новых ЭД просто некуда будет поставить из-за отсутствия свободного места. Влезет только один и тот на место старого.
dimbas
Тут нужно сравнить по деньгам два варианта. ВВ ЧП без замены двигателей. И ТП 6/0,66 + ЧП + двигатель + кабель и тогда будет видно что дешевле. Ну и конечно учесть надежность каждого из решений и сложность эксплуатации.
электроник1
Цитата(VladM @ 14.11.2008, 22:41) *
Не понял Вашу мысль. Зачем?

1 тр-р- для анрегатов, 2 тр-р- для освещения и розеток
VladM
Цитата(dimbas @ 15.11.2008, 4:29) *
Тут нужно сравнить по деньгам два варианта. ВВ ЧП без замены двигателей. И ТП 6/0,66 + ЧП + двигатель + кабель и тогда будет видно что дешевле. Ну и конечно учесть надежность каждого из решений и сложность эксплуатации.

Согласен. И вот для 630кВт получается, что решение на 660В лучшее - особенно с учётом того, что за сумму одинакового порядка можно поменять кучу старого полуразвалившегося железа на всё новое.
Однако меня "терзают смутные сомнения" - не наврусь ли я на какой-нибудь нехороший "сюрприз" с этим квази-стандартным, а де-факто в России нигде не используемым напряжением?
Например, есть сильное ощущение, что имея напряжение 660В я сильно подсаживаюсь на импортную технику, т.к. в РФ на 660В производят мало.
электроник1
вот поэтому я и говорил про второй транс на 0,4 кВ.
VladM
Цитата(электроник1 @ 15.11.2008, 12:14) *
вот поэтому я и говорил про второй транс на 0,4 кВ.

Правильно ли я понял Вашу мысль:
1. силу запитать от ~660/380В - при прямом пуске она будет "подсаживаться",
2. вторичные цепи запитать через другой тр-р от ~380/220В - получится что при прямом пуске вся "вторичка" этого прямого пуска вообще почти не ощутит и никакое реле нигде не отвалится.

Возникает вопрос: предположим "сила" (660В) "подсаживается" при пуске на 33%, ЭД взят с большим пусковым моментом, поэтому всё равно нормально запускается; "вторичка" "посадки" "не видит" и всё нормально работает; насколько законен такой "лихой" метод с точки зрения действующих нормативов? Имею ли я право закладывать такие посадки напряжения, пусть даже всё будет работать?
электроник1
неправильно. верхнее напряжение имел ввиду по высокой стороне.
OBON
Цитата(VladM @ 15.11.2008, 14:18) *
....
Однако меня "терзают смутные сомнения" - не наврусь ли я на какой-нибудь нехороший "сюрприз" с этим квази-стандартным, а де-факто в России нигде не используемым напряжением?
Например, есть сильное ощущение, что имея напряжение 660В я сильно подсаживаюсь на импортную технику, т.к. в РФ на 660В производят мало.

С интересом слежу за этой темой, опыта проектирования 660В
у меня нет, информация только ВУЗовская и из литературы мимоходом.
Подготовил выдержку из справочника правда очень старого (Что было под рукой)
может Вам поможет приобрести уверенность в своем выборе?

"Справочник по проектироваеию эл. снабжения
линий электропередачи и сетей." под редакцией
Я.М.Большама. Энергия, Москва, 1974г.
Стр.92, левая колонка:
=========
Напряжение 660 В должно применяться на предприятиях нефтеперерабатывающей,
нефтехимической, целлюлозно-бумажной промышленности и др., где имеется
большое количество электродвигателей в диапазоне мощностей 200 — 600 кВт.
Напряжение 660 В целесообразно сочетать с напряжением 10 кВ в сети выше
1 000 В для питания цеховых трансформаторов и двигателей мощностью 800 кВт
и более. При применении напряжения 660 В частично сохраняется сеть 380/220В
в объеме, необходимом для питания мелких электродвигателей, освещения, цепей
управления и измерения, которые не могут быть подключены непосредственно к
сети 660В. Наличие двух напряжений хотя несколько и осложняет эксплуатацию,
но не может служить препятствием для применения 660В.
==========
Как видим, еще в 1974г. не опасались применять 660В в обоснованных случаях.
Вам удачи!
Andrey Izh
У нас находится в эксплуатации две синхронные машины 630кВт 660В. Ситуация такая-же, как у автора темы. Стояли синхронные электродвигатели 6кВ 630кВт, потребовалось регулировать частоту вращения вала. Варианты были следующие:
1. Поставить высоковольтный частотный преобразователь.
2. Поставить электродвигатель на 0,4кв и к нему частотный преобразователь.
3. Поставить электродвигатель на 0,66кв и к нему частотный преобразователь.
Первый вариант после выяснения стоимости частотного преобразователя далее не рассматривался (сумма астрономическая)
Второй вариант по сравнению с третьим проигрывал последнему как по надёжности, так и по стоимости (ток выше, меди больше, контроль за контактными соединениями жесточайший), остановились на третьем варианте. Работают агрегаты с 2004 года - проблем нет.
Ничего страшного в этом напряжении (0,66кВ) нет - стандартное напряжение. Для частотника установлен "сухой" трансформатор 6/0,66 кВ, на собственные нужды два масляных трансформатора 6/0,4кВ.
VladM
Цитата(Andrey Izh @ 18.11.2008, 14:44) *
У нас находится в эксплуатации две синхронные машины 630кВт 660В...

Andrey, большое спасибо, что отозвались.
Скажите, пожалуйста:
- используется ли у Вас прямой пуск синхр. ЭД от сети ~660В?
- какова мощность [кВА] "сухого" трансформатора 6/0.66кВ?
CTALKEP
Не... думаю что на 0,4 кВ (0,66 ваще про такое слышал только в теории) такие мощи экономичнее передавать. Думаю у нас в нефтегазовом комплексе, если б это было выгодно давно б уж перешли на них. Но как показывает практика.. нах.. такие токи.
сергей_абрамов
Цитата(CTALKEP @ 21.11.2008, 16:07) *
Не... думаю что на 0,4 кВ (0,66 ваще про такое слышал только в теории) такие мощи экономичнее передавать. Думаю у нас в нефтегазовом комплексе, если б это было выгодно давно б уж перешли на них. Но как показывает практика.. нах.. такие токи.

наши нефтяники то же не используют напряжение 0,66 кУ.
SKlim
660В повсеместно используют в шахтах, но там сеть с изолированной нейтралью. Если есть трансформатор на 660В с заземленной нейтралью, то проблем в использовании этого напряжения на поверхности не вижу.
dimbas
Народ а ктонибуть знает где написана с какой мощности двигателей еще можно применять прямой пуск, а с какой нужно применять специальные меры. И как соотносятся мощность трансформатора питающего двигатели с прямым пуском. И нормируются ли посадки напряжения при пуске.
SKlim
По справочнику по электроснабжению угольных шахт 1975 года просадка при пуске должна быть не ниже 0,8 от номинального.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.