по материалам архива Государственного Комитета Обороны
История электризованных заграждений на подмосковном оборонительном рубеже, возведенных летом-осенью 1941 г. была известна нам до сегодняшнего дня в основном по рассказам участников строительства. Но оставалось масса вопросов: чья это была идея, какие организации осуществляли строительство, и как оно проходило?
Теперь, благодаря документам Государственного Комитета Обороны при Совете Народных комиссаров СССР мы можем ответить на большую часть вопросов.
На основании решения ГКО от 16 июля развернулось строительство Можайской линии обороны предназначавшейся для прикрытия операционных направлений: Калинин-Москва; Ржев, Волоколамск-Москва; Вязьма, Можайск-Москва; Юхнов, Малоярославец-Москва. 20 июля в Государственный Комитет Обороны поступила записка заместителя начальника Главного военно-инженерного управления Красной Армии (ГВИУ КА) генерал-майора инженерных войск Галицкого "О строительстве электризированных препятствий на подмосковном оборонительном рубеже". Предлагалось построить комплекс электризованных препятствий на подмосковном рубеже общей длиной 230 км, из них: 164 км – надземных проволочных электризованных препятствий (колючая проволока, проволочная сеть), 11 км – водных электризованных препятствий, 55 км – участков электризованной почвы.
В отношении электризации почвы было предложены две схемы: инженеров Наркомата путей сообщения Вериго и Зубкова и Научно-исследовательского военно-инженерного института (НИВИИ). Государственная комиссия утвердила строительство на основе схемы НИВИИ поскольку в ней поражение происходило и внутри электризованной полосы, требовался меньший расход электроэнергии, провода и рабочей силы (на 1 км участка: 215 чел./дней против 450 человеко-дней по схеме Вериго и Зубкова).
Предложение Галицкого поддержали Н.А. Вознесенский и Г.К. Жуков и 2.08.41 г. постановлением ГКО № 373 сс для ГВИУ был установлен 18-ти дневный срок окончания работ по устройству электризованных препятствий. Вот как звучало Постановление: "Предложить Наркомату обороны (ГВИУ) немедленно приступить к созданию на оборонительном рубеже полос электризации почвы и противопехотных заграждений с использованием стационарных силовых установок и линий передач".
Но столь грандиозное строительство в условиях войны не могло не столкнуться с отсутствием необходимых материалов, инженеров и квалифицированной рабочей силы.
20 августа 1941 г. начальник ГВИУ КА генерал-майор инженерных войск Котляр, военком ГВИУ Спассков и начальник НИВИИ Железных докладывали в ГКО: "1. Постройка линий передач – по плану – 151 км, состояние работ: закончены все строительные работы на 103 км, заготовлено опор дополнительно на 48 км; Монтаж выполнен 10 км – по наличию изоляторов из местных ресурсов, задерживает отсутствие изоляторов и крюков. 2. Кабельные работы: план - 234 км, отрыта траншея в 150 км, проложено кабеля 10 км, задерживает отсутствие кабеля. 3. Постройка трансформаторных пунктов: план - 35 штук, закончена строительная часть по 25; 10 штук находятся в постройке, монтаж не произведен, задерживает отсутствие трансформаторов и аппаратуры. 4. Постройка препятствий. а) проволочных: план - 105 км, заготовлены полностью колья, производится установка; б) препятствий П-5 и П-5 с минированием - изготовлены, но не установлены и не подключены; г) водные: план - 11 км, изготовлены, но не установлены; д) электризация почвы: план - 53 км, работа не произведена из-за отсутствия оцинкованной железной проволоки и неполного наличия резины.
Кроме того, в ГВИУ не было своих специалистов высоковольтников, поэтому ГКО в конце июля 1941 г. обязал Наркома электростанций Леткова выделить в основном из системы Мосэнерго несколько бригад электромонтеров (всего – 100 человек) со специальным и инструментом и автотранспортом. 5 инженеров-высоковольтников выделил на работы Всесоюзный электротехнический институт. Среди специалистов принимавших участие в строительстве электрозаграждений военные инженеры - В. И. Железных, М.Ф. Иоффе, Д.С. Кривозуб, И.Н. Гуреев, К.В. Зимницкий, М И. Ершов, М.С. Рошаль, Я.М. Рабинович, В.К. Харченко, И.В. Тихомиров, инженеры Мосэнерго — А.И. Галицын, Г.В. Сербиновский, А.А. Кузнецов, Н.С. Лебедев.
ГВИУ вынуждено было обратиться в Комитет Обороны с просьбой пересмотреть сроки строительства и отнести окончание работ на сентябрь месяц. Но быстрое наступление немцев расстроило эти планы. Материалы должны были поступать из разных мест Советского Союза. Изоляторы – из Харькова, который немцы заняли в октябре, разъединители однополисные – с Урала, резина изготавливалась в Ярославле, проволока железная оцинкованная должна была прибыть из Нижнеднепровска, где уже 28 августа были немецкие войска.
Строительство первой очереди пояса электрозаграждений протяженностью более 150 км было завершено к 25 сентября 1941 г. на участке обороны Хлебниково, Нахабино (здесь находился опытный полигон НИВИИ), Красная Пахра, Подольск, Домодедово. Фактически, этот пояс через линии электропередач и подстанций стал частью системы Мосэнерго.
Электризации наземных препятствий известна ещё с Первой Мировой войны. В СССР в середине 1930-х годов три института проводили работы с целью создания "непроходимых зон при помощи электризации почвы" - Харьковский электротехнический институт (ХЭТИ), Военно-электротехническая академия (ВЭТА) и Научно-исследовательский институт инженерной техники РККА (НИИТ). ВЭТА и НИИТ вели разработку на принципе изоляции почвы, первая – резиной, второй – смесью битума и гудрона, а Харьковский институт – на принципе "голого провода". Причем в Харькове пытались разработать способы снижения необходимой мощности до параметров передвижных электрических станций. К началу войны система электризации почвы так и не была полностью разработана. В частности, не был решен вопрос о сокращении слишком большого расхода электроэнергии (200 киловатт на км участка).
И, тем не менее, отдельные недостатки и недоработки не отменяли по мнению военных инженеров "в целом … целесообразности устройства как электрических наземных препятствий, так и электризованных участков почвы, как элементов системы оборонительных сооружений". После оставления Смоленска с начала июля 1941 г. на Московском направлении стала возводиться система оборонительных сооружений.
К моменту первых боевых столкновений с немцами 10-12 октября 1941 г. подмосковная линия обороны и полоса электризованных заграждений так и не была достроена (построено менее 50 %). 18 октября 1941 г. немцы прорвали линию обороны. И, всё же, при всей нехватке ресурсов, в условиях военного времени, за месяц-полтора было осуществлено невиданное строительство, были построены десятки километров заграждений. Как писал генерал К. Телегин: "Работа за короткий срок была проделана поистине огромная, но все же оставалась далекой от завершения. Строителей рубежей обвинять было не в чем - они трудились на пределе человеческих сил, до кровавых мозолей, недосыпая и недоедая. Никто не роптал, не пытался отлынивать от дела… труд на оборонительных объектах столицы равнялся выполнению боевой задачи".
» Скрыть... «