Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Двигатель постоянного тока вращается рывками
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Электроснабжение и Оборудование > Электродвигатели


Shura_with_KINEF
Что-то случилось с одним из трех одинаковых двигателей на расточном станке. Двигатель ПНФ-45 смешанного возбуждения.
Дефект постоянный. Проявление дефекта: вращение вала рывками, т.е. рывок-торможение, четыре рывка за оборот. Увеличение мощности приводит к ускорению рывка.
Здесь можно посмотреть видео.
Разборка не выявила визуальных дефектов, ни дыма, ни чего-либо горелого. Измерение обмоток статора, тоже. Щёточный узел, ламели, изоляция.
Опыта, конечно, ни у моих ребят, ни у меня по этим двигателям нет. Электроцех развёл руками.
Может подскажете в Питере спецов. Или что смотреть.
Четыре щётки, четыре рывка по логике навевают мысли о какой-либо проблеме с якорем.
eugevict
Цитата(Shura_with_KINEF @ 4.4.2022, 10:37) *
Или что смотреть.
Четыре щётки, четыре рывка по логике навевают мысли о какой-либо проблеме с якорем.

А почему решили что виноват ЭД ?
Переставляли на другой блок управления ?
Shura_with_KINEF
Цитата(eugevict @ 4.4.2022, 12:23) *
А почему решили что виноват ЭД ?
Переставляли на другой блок управления ?

На станке один блок управления на три двигателя (приводы координат XYZ стола). Подключали этот двигатель к концам другого, работающего нормально, этот нет (на видео как раз этот момент). Собирали простенький стенд на столе с двумя управляемыми выпрямителями, тоже самое.
gomed12
Проверьте подключение обмоток возбуждения, они д/б включены согласно.
Shura_with_KINEF
Цитата(gomed12 @ 4.4.2022, 14:18) *
Проверьте подключение обмоток возбуждения, они д/б включены согласно.

Там четыре больших обмотки возбуждения, питающихся от отдельного источника и четыре малых(дополнительных), между ними, включенных последовательно со щётками.
Вы про какие пишете?
Но самое главное, что проблема возникла по щелчку пальцев, не после каких-либо ремонтов, проверок, переключений и пр.


Второй момент. Если взять шпоночный паз вала за часовую стрелку, то при подаче напряжения на двигатель, вне зависимости от начального положения ротора(якоря), шпонка начинает "отсчитывать" 12, 3, 6, 9 часов и далее по кругу. А ведь на коллекторе порядка двадцати пар ламелей.
eugevict
Цитата(Shura_with_KINEF @ 4.4.2022, 10:37) *
Разборка не выявила визуальных дефектов, ни дыма, ни чего-либо горелого. Измерение обмоток статора, тоже. Щёточный узел, ламели, изоляция.
Четыре щётки, четыре рывка по логике навевают мысли о какой-либо проблеме с якорем.

Для уточнения места неисправности можно по очереди:
1. Отключить независимую ОВ.
2. Отключить последовательную ОВ.
Лучше пускать на Х.Х. через ЛАТР.
gomed12
Цитата(Shura_with_KINEF @ 4.4.2022, 16:21) *
Но самое главное, что проблема возникла по щелчку пальцев, не после каких-либо ремонтов, проверок, переключений и пр.

Станок, конечно, старый, по двигателю-ленинградский им. Свердлова. Привод стола-вал-шестерня може быть, еще замучаешься его извлекать из-под стола. Первая моя рацуха по демонтажу его одним слесарем, уже давненько было
По характеру рывков вала - для приводов с тиристорным управлением обычно такое наблюдается при пробое тиристора, для приводов с МУ и ЭМУ ничего не могу сказать.
Еще могу предположить неисправность может быть в цепях обратных связей (по току, скорости).
Shura_with_KINEF
Цитата(gomed12 @ 5.4.2022, 16:15) *
Станок, конечно, старый, по двигателю-ленинградский им. Свердлова.
Коломенский 2А635 1965 г.в. на два года моложе меня icon_biggrin.gif
Цитата(gomed12 @ 5.4.2022, 16:15) *
Привод стола-вал-шестерня може быть, еще замучаешься его извлекать из-под стола.
icon_biggrin.gif Лёжа на подстилке. Но, если смотрели видео, двигатель извлечён, был разобран, осмотрен, как могли проверили сопротивления, обрывы, пробои на корпус.
Цитата(gomed12 @ 5.4.2022, 16:15) *
Первая моя рацуха по демонтажу его одним слесарем, уже давненько было
Да, болты поменяли на шпильки с гайками, стало проще насаживать.
Цитата(gomed12 @ 5.4.2022, 16:15) *
По характеру рывков вала - для приводов с тиристорным управлением обычно такое наблюдается при пробое тиристора, для приводов с МУ и ЭМУ ничего не могу сказать.
Ламповый ЭМУ пятнадцать лет назад был поменян на тиристорный при капремонте станка. Источник вне подозрений, он один на три одинаковых двигателя, коммутируются контакторами.
Цитата(gomed12 @ 5.4.2022, 16:15) *
Еще могу предположить неисправность может быть в цепях обратных связей (по току, скорости).


gomed12
Цитата(Shura_with_KINEF @ 5.4.2022, 20:25) *
на два года моложе меня

Молодежь!
Цитата
Лёжа на подстилке

Еще из деревянных брусьев постель+3 чела.
Цитата
Да, болты поменяли на шпильки с гайками, стало проще насаживать.

Не знаю, шпильки даже М20 такой длины... icon_rolleyes.gif
Вот такая примерная моя приспособа
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Цитата
Ламповый ЭМУ пятнадцать лет назад был поменян

Да, в Д-ЭМУ использовалось возбуждение на лампах.
Что касается нашей проблемы, я вижу закономерность. На траверсе 4 комплекта щеток и якорь останавливается 4 раза. Отметьте, м/б одна и та же точка коллектора попадает под щетки по кругу. Возможно, в этом месте межламельное пространство пробито, или межвитковое в пайке. Еще проверьте выставление нейтрали, можно попробовать временно откинуть компенсационные обмотки в якорной цепи.
gomed12
В конце да концов перекиньте с идентичного ДПТ якоря местами, потратите 1 день зато найдете проблемный узел.
Shura_with_KINEF
gomed12, спасибо, про приспособу понял, поднимать груз кранбалкой консолью под столом с опорой. Но в данном случае, вес двигателя меньше штанги для жима лёжа, поэтому приподнял, лёжа на спине, насадил на шпильки, а дальше ровняй, попадай.
Shura_with_KINEF
Цитата(gomed12 @ 6.4.2022, 0:34) *
Что касается нашей проблемы, я вижу закономерность. На траверсе 4 комплекта щеток и якорь останавливается 4 раза. Отметьте, м/б одна и та же точка коллектора попадает под щетки по кругу. Возможно, в этом месте межламельное пространство пробито, или межвитковое в пайке. Еще проверьте выставление нейтрали, можно попробовать временно откинуть компенсационные обмотки в якорной цепи.

gomed12, спасибо, всё как вы сказали. Взял у киповцев лабораторный мультиметр и им в режиме измерителя индуктивности прошлись последовательно по всем ламелям коллектора. По шесть ламелей с противоположных сторон были по 2-6 мкГн, а остальные в пределах 80-120 мкГн. В режиме Омметра смотреть было бесполезно, все звонились одинаково, миллиомы. Потом, внимательно присмотревшись нашли и пучок проводов одного паза с обугленной изоляцией. Отдали ротор в перемотку в электроцех.
Проблема, думаю, решена. Всё-таки перегрузили движок токаря. Опять, наверное, протачивали какой-нибудь трубный пучок тонн на 12-15.




gomed12
Цитата(Shura_with_KINEF @ 8.4.2022, 23:44) *
Всё-таки перегрузили движок токаря. Опять, наверное, протачивали какой-нибудь трубный пучок тонн на 12-15.

Придется перематывать якорь полностью.
Хуже, если прошило ламели в глубине, восстановить межламельную изоляцию невозможно, эбоксидка температуру не держит, в общем якорь на утиль.
Shura_with_KINEF
Якорь перемотали, полностью. 48 пазов, в каждом пазу витки пяти обмоток. Работа была аховая, обмотчик работал два месяца. Двигатель собрали, станок в работе. Спасибо за участие.
gomed12, beer.gif
gomed12
Цитата(Shura_with_KINEF @ 20.7.2022, 11:18) *
beer.gif

Это с удовольствием!
Хотя моего участия в вопросе мизерное, главное, на месте сами разобрались.
Считаю, на перемотку ушло много времени.
У меня была ситуация, когда вынужден был вступить в партию, для продвижения по карьерной лестнице, директор завода чуть не завалил меня, вопросом о сроках перемотки двигателей. Говорю, переменного тока-за сутки, а постоянного-за неделю. А он мне - долго, завтра утром мне на стол свои предложения по улучшению. Правда за счет предложений расширили обмоточный участок, построили склад с автоматизацией хранения и выдачи запчастей, сауну с бассейном и многое чего.
Как говорится, не было бы счастья — да несчастье помогло!
А у вас даже целых 2 месяца на перемотку.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.