Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Схема АВР
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Обо всем > Вопросы "чайника"


Emyrx
Здравствуйте. Не нашёл раздела по автоматике, поэтому создал здесь, т.к. от чайника недалеко ушёл. Я только начинаю разбираться в схемах АВР. Вот схема, в ней я прокомментировал все цепи, логику которых смог понять, а те, в которых я сомневаюсь, прокомментировал со знаками вопроса. Объясните мне пожалуйста, правильно ли я понял эту схему и если нет, то укажите, что неправильно и как должно быть правильно. Нажмите для просмотра прикрепленного файла
И ещё такой вопрос. Разработка схем АВР для каждой модели выключателей начинается с нуля или есть какие-то стандартные схемы АВР, которых разработчики обязаны придерживаться ?
mic61
Да, это, конечно, не сюда. Это - вообще на форум релейщиков. icon_biggrin.gif
Попытаюсь вкратце. Если что-то не понятно - задавайте вопросы.
Вобщем, схема у Вас довольно сложная. Название ее звучит примерно так: "Схема АВР для двух вводов с автоматическим возвратом к доаварийному режиму".
Логика работы схемы следующая:
1. Нормальный режим. Напряжение присутствует на обоих вводах (до автоматов QF1 и QF2), автоматы QF1 и QF2 включены, секционный автомат QF - отключен. Переключатель режима работы АВР S1 - в положении "А" - "автоматический" (т.е. АВР введен.)

2. Исчезает напряжение на вводе №1(№2) до автомата Q1(Q2). Отпадает реле 1-РВ1(2-РВ1) и с выдержкой времени отключает автомат Q1(Q2). После чего мгновенно (без выдержки времени) включается секционный автомат QF.

3. Появляется напряжение на вводе №1(№2.) С выдержкой времени реле 1-РВ2(2-РВ2) включается автомат QF1(QF2), и по факту включенного положения обоих автоматов вводов отключается секционный автомат QF. Схема возвращается к нормальному (доаварийному режиму, описанному в пункте 1.) Реле 1(2)-РП2, 1(2)-РП1, 1(2)-РВ2 (совместно с блокконтактами выключателей) реализуют логику восстановления предаварийного режима.

Важные замечания:
1. Схема АВР не должна работать при отключении автоматов QF1(QF2) оперативно (т.е. вручную), или от защит (т.е. при КЗ на шинах потребителя.) При отключении автоматов вводов оперативно необходимо вывести переключатель S1 в положение "Р" - "Ручное". А вот для блокировки АВР при работе защит необходимо принимать дополнительные меры. У Вас этой блокировки в схеме нет!

2. Схема АВР должна работать однократно. Т.е. если при первой попытке не отключился автомат ввода, или не включился секционный автомат (по любой причине: неисправности соленоидов, или механическая неисправность приводов), то АВР блокируется. Второй попытки быть не должно! В данной схеме однократность АВР обеспечивает реле 3-РП2. При отключении автомата ввода это реле отпадает с выдержкой времени. Если секционный автомат не успевает включиться за время отпадания этого реле, то схема АВР блокируется.
Цитата(Emyrx @ 19.6.2018, 13:23) *
...
И ещё такой вопрос. Разработка схем АВР для каждой модели выключателей начинается с нуля или есть какие-то стандартные схемы АВР, которых разработчики обязаны придерживаться ?

Разработчики должны придерживаться только вот этих 2-х пунктов "важных замечаний". Они описаны в ПУЭ. В остальном - согласно техзадания и здравого смысла.
Emyrx
Да, я понимаю, что это не форум релейщиков, но на форуме релейщиков никто не отвечает. А тут ответили, за что Вам большое спасибо.
Вроде всё понятно, кроме цепи возврата в доаварийное положение. Я написал вопросы в самой схеме. Нажмите для просмотра прикрепленного файла
mic61
"Для чего эта цепь..."
В данной схеме реле 1(2)-РП1 - это РПВ (реле положения включено.) Это реле подтянуто (сработано), когда автомат QF1(QF2) включен.
В этой цепи собирается логика включения выключателя от кнопки 1-SB1 (оперативно) или по цепям восстановления доаварийного режима (контакт реле 1-РВ2) с контролем отключенного положения автомата. Вот смотрите, если бы не было (зашунтирован) контакта этого реле (1-РП1), то команда на включение автомата (при нажатии кнопки 1-SB1 или срабатывании 1-РВ2) подавалась бы длительное время (пока не отпустим кнопку, или пока не отпадет реле 1-РВ2.) В итоге сгорит или соленоид включения, или кнопка, или контакт в момент их размыкания.
Вобщем включение автомата через контакт РПВ - это стандартное схемное решение.

"Эта цепь включения в случае появления питания на вводе...
Нет, здесь не одно условие включения, а три!
1. Отключенное положение автомата QF1
2. Включенное положение секционного автомата QF
3. Появление напряжения на вводе №1.
Посмотрите внимательно как подключена к питающей фазе эта цепочка (эта цепочка запитана не от "цепей опертока" после контактов реле 1-РП3, а непосредственно от фазы ввода, до автомата. Таким образом реле 1-РВ2 -реле контроля появления напряжения на вводе!)
Еще раз. После работы АВР собирается цепочка питания реле 1-РВ2: замыкается блокконтакт QF (секционник включен), замыкается блокконтакт QF1 (автомат отключен), но питания на катуху реле 1-РВ2 не подается, потому что нет напряжения на вводе №1. Т.е. цепочка собралась, и ждет появления питания на вводе.

"За что отвечает эта цепь..."
Эта цепь отвечает за однократность АВР! Пока схема соответствует нормальному режиму, то оба реле 1-РП1 и 2-РП1 (мы договорились, что это реле положения вклюено РПВ) сработаны, соответственно подтянуто реле 1-РП3. Контакт 1-РП3 собирает цепочку включения секционника QF. Как только срабатывает АВР, и один из автоматов отключаетс (любой), то отпадает одно из реле РПВ. Соответственно отпадает реле 1-РП3 (начинает отпадать. У этого реле выдержка на размыкание. Т.е. после снятие с него напряжения, оно еще некоторое, достаточно большое, время остается подтянутым. Обычно это время составляет 0,5...1,2 сек.) Вот на это время отпадания цепочка включения секционника остается собранной. Если секционник успешно включился, то все хорошо, не успел - АВР больше не работает.
mic61
"Для чего эта цепь..."
В данной схеме реле 1(2)-РП1 - это РПВ (реле положения включено.) Это реле подтянуто (сработано), когда автомат QF1(QF2) включен.
В этой цепи собирается логика включения выключателя от кнопки 1-SB1 (оперативно) или по цепям восстановления доаварийного режима (контакт реле 1-РВ2) с контролем отключенного положения автомата. Вот смотрите, если бы не было (зашунтирован) контакта этого реле (1-РП1), то команда на включение автомата (при нажатии кнопки 1-SB1 или срабатывании 1-РВ2) подавалась бы длительное время (пока не отпустим кнопку, или пока не отпадет реле 1-РВ2.) В итоге сгорит или соленоид включения, или кнопка, или контакт в момент их размыкания.
Вобщем включение автомата через контакт РПВ - это стандартное схемное решение.

"Эта цепь включения в случае появления питания на вводе...
Нет, здесь не одно условие включения, а три!
1. Отключенное положение автомата QF1
2. Включенное положение секционного автомата QF
3. Появление напряжения на вводе №1.
Посмотрите внимательно как подключена к питающей фазе эта цепочка (эта цепочка запитана не от "цепей опертока" после контактов реле 1-РП3, а непосредственно от фазы ввода, до автомата. Таким образом реле 1-РВ2 -реле контроля появления напряжения на вводе!)
Еще раз. После работы АВР собирается цепочка питания реле 1-РВ2: замыкается блокконтакт QF (секционник включен), замыкается блокконтакт QF1 (автомат отключен), но питания на катуху реле 1-РВ2 не подается, потому что нет напряжения на вводе №1. Т.е. цепочка собралась, и ждет появления питания на вводе.

"За что отвечает эта цепь..."
Эта цепь отвечает за однократность АВР! Пока схема соответствует нормальному режиму, то оба реле 1-РП1 и 2-РП1 (мы договорились, что это реле положения вклюено РПВ) сработаны, соответственно подтянуто реле 3-РП2. Контакт3-РП2 собирает цепочку включения секционника QF. Как только срабатывает АВР, и один из автоматов отключаетс (любой), то отпадает одно из реле РПВ. Соответственно отпадает реле 1-РП3 (начинает отпадать. У этого реле выдержка на размыкание. Т.е. после снятие с него напряжения, оно еще некоторое, достаточно большое, время остается подтянутым. Обычно это время составляет 0,5...1,2 сек.) Вот на это время отпадания цепочка включения секционника остается собранной. Если секционник успешно включился, то все хорошо, не успел - АВР больше не работает.
Emyrx
Спасибо большое за такой развернутый ответ, mic61 ! Теперь намного более понятно. Я так понял, под 1-РП3 Вы подразумеваете 3-РП2 ? И ещё, не могли бы Вы порекомендовать мне литературу, которая помогла бы мне в развитии в этом направлении? Конкретно в разработке схем АВР и вообще схем автоматики и релейной защиты. Спасибо ещё раз !
mic61
Цитата(Emyrx @ 20.6.2018, 10:15) *
Я так понял, под 1-РП3 Вы подразумеваете 3-РП2 ?

Да! Я исправил в своем опусе... icon_redface.gif
Цитата(Emyrx @ 20.6.2018, 10:15) *
И ещё, не могли бы Вы порекомендовать мне литературу, которая помогла бы мне в развитии в этом направлении? Конкретно в разработке схем АВР и вообще схем автоматики и релейной защиты. Спасибо ещё раз !

Поищите в Сети выпуски "Библиотечки электромонтера". Доступ легкий, написано понятно и просто. Ну, и классика, конечно: Федосеев, Чернобровов...
Emyrx
Спасибо ! Буду изучать книжки.
Emyrx
Возник ещё 1 вопрос: Почему в цепи включения линейного выключателя на позиции 1-РВ2 стоит именно реле времени ? Что будет если заменить его на обычное промежуточное реле, для чего нужна эта выдержка времени ?
mic61
Цитата(Emyrx @ 22.6.2018, 14:35) *
Возник ещё 1 вопрос: Почему в цепи включения линейного выключателя на позиции 1-РВ2 стоит именно реле времени ? Что будет если заменить его на обычное промежуточное реле, для чего нужна эта выдержка времени ?

Выдержка времени реле времени возврата доаварийного режима (1(2)-РВ2) служит для отстройки от всяческих переходных процессов, "скачков" напряжения, которые возможны при восстановлении напряжения на вводе QF1(QF2).
Не имеет смысла быстро включать ввод №1(2), и отключать секционник, потому, как при восстановлении напряжения до автомата, напряжение может опять снизится из-за больших пусковых токов двигателей. Или напряжение "до ввода" как появилось, так может опять и исчезнуть например из-за КЗ на питающей линии. И, в конце концов, при обширных авариях в высоковольтной сети (6...110 кВ) напряжение после подачи может несколько раз появляться и снова исчезать, пока не установится нормальный режим.
При этом (особенно если время АВР на 1(2)-РВ1 малО), логика возврата без выдержки времени (реле РП вместо РВ2) будет на каждый "чих" включать ввод и отключать секционник, а логика АВР опять отключать ввод и включать секционник. После пары-тройки "чихов" выйдет из строя или какое-либо реле, или соленоиды управления автоматами.
Приходилось эксплуатировать схему, аналогичную Вашей на одном о-о-очень важном объекте (там вся эта требуха с двумя вводами и секционным автоматами 0,4 кВ резервировалась двумя дизель-генераторами!) Разница с Вашей схемой в том, что вся логика запитывалась от аккумуляторной батареи. Руководство требовало, чтобы перерыва питания не было вообще (если учесть, что все компьютеры имели ИБП, то, видимо, высокому начальству становилось страшно при моргании освещения icon_biggrin.gif .)
Вобщем, сначала сгорела катушка включения секционного автомата (по моему SIEMENSы стояли), а в случае одновременного/поочередного исчезновения (была у нас такая свистопляска в 14-15 годах) напряжения на обоих вводах, схема отключила оба ввода, включила секционник, после чего АВР заблокировалась. Дизеля, слав Б-гу запустились.
В итоге пришлось делать схему АВР на микропроцессорном терминале. Время АВР сделали секунды 4, а время возврата 1 минуту!

Важное замечание:
1. Факторы пуска АВР. Факторов пуска АВР всегда как минимум два.
В Вашем случае это исчезновение напряжения на питающей линии (т.е. до автоматического выключателя №1(№2)), и наличие напряжения на второй питающей линии. АВР запускается по принципу "И". У Вас контроль пропадания - это реле 1(2)-РВ1, а контроль наличия на втором (первом) вводе - это реле 3-РП3 (реле переключения питания опертока.) Т.е. если пропадет напряжения одновременно на обоих линиях, то со схемы АВР будет полностью снято напряжение, и она не сработает.
В более сложных случаях контролируется отсутствие напряжение на шинах 0,4 кВ "поврежденной" секции, И наличие тока нагрузки на "исправной" секции. А иногда контролируется наличие напряжения на "исправной" секции по фактору не уровня (величины), а частоты (напряжение может просесть по уровню и на "исправной" секции, частота остается постоянной.)
2. Еще раз повторю: АВР не должно срабатывать (пускаться) при работе защит вводных автоматов. Ну, в самом деле, зачем включать секционник (который отключится от собственной защиты сразу после работы АВР), если сработала МТЗ ввода, т.е. на шинах где-то устойчивое КЗ, или пропустила защита отходящего присоединения.
Для этого вводят в цепи блокировки АВР контакт МТЗ ввода, или контролируют наличие напряжения ДО ввода, и ПОСЛЕ ввода. В последнем случае логика такая: если сработала МТЗ ввода, и отключился автомат ввода, то напряжение ДО ввода осталось, а на шинах 0,4 кВ (ПОСЛЕ ввода) отсутствует, следовательно автомат отключен аварийно, и АВР блокируется.
Да. Много букв получилось. Но и тема довольно обширная...
Emyrx
Спасибо большое ещё раз, mic61, за такие развернутые и подробные ответы! Мне нужны именно такие icon_smile.gif. Иначе мне, наверное, не избежать ошибок в понимании этих схем. А ошибки в этом деле критичны. АВР - это ведь очень ответственное дело.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.