Добрый вечер коллеги. Хотелось бы обсудить интересную для меня тему, защиты от внутренних перенапряжений, вызванную коммутацией и короткими замыканиями.
В моей практике было несколько интересных случаев когда происходил пробой рабочей изоляции. Последний случай произошёл недавно, на подстанции 1000кВа при запуске мощного двигателя 250 кВт, произошло перекрытие автоматических выключателей. На подстанции установлены два автомата 630А, оба автомата питают два таких двигателя. Отходящих 2 кабельных линии по 2 в паралель АВВГ 3х150 мм + 1 х75мм Запускали только один двигатель, другой стоял в резерве. Перекрыло оба автомата сверху. Первоначально думал перекрытие произошло в следствии плохого контакта шины с автоматом, но при демонтаже признаков не обнаружил, болты были протянуты. Плохой контакт был в другом месте. На вводном рубильнике 2000А , а он закрыт кожухом и опечатан так как стоит перед средствами учета эл энергии. Алюминиевая шина прикручена к рубильнику четырьмя болтами на 10мм. На этих болтах шина и болталась совсем не отгорела. Между шиной и контактом рубильника следы нагара, также они видны в местах контакта болтов с шиной. при монтаже ТП наверное плохо протянули контактное соединение. А потом не было возможности, так как не было доступа, при эксплуатации соединение еще больше прослабло. При запуске двигателя на этом контакте возникла дуга, о чем свидетельствует копоть и частицы расплавленного метала на оргстекле которое закрывает рубильник. Следов перекрытия дугой самого рубильника нет. Кроме контактного соединения других повреждений нет. Сам рубильник массивный расстоянии между фаз и корпусом ТП более 5 см. А на самих автоматах, расстояние между фазами 2-3 см. Перекрытие автоматов свидетельствует о возникновение значительного перенапряжения. Влага исключается было сухо и жарко. Ну наверное сверху было немного пыли. Из за этой пыли, это место и оказалось слабым звеном.
Такое перенапряжение запросто может и вызвать КЗ в двигателе или в коммутационной аппаратуре управления двигателем. Такое явление возникает очень редко и обусловлено колебательным резонансным эффектом. И все зависит от параметров цепи. При изучении вопроса выяснилось, нужно установить вентильные разрядники. Поиск выдает ОПН но они предназначены для защиты от атмосферных перенапряжений.
Собственно вопрос, что можно установить в этом случаи? Может кто поделится опытом как кто решал похожие проблемы. Нужно ли устанавливать ограничители в шкаф управления двигателем. На этом объекте, без каких то видимых причин, уже горел практически новый двигатель при запуске.