Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Обработка трансформаторного масла
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Обо всем > Вопросы от профессионалов


dmon
Здравствуйте уважаемые коллеги. У меня очень интересный вопрос на засыпку. Подключайтесь, давайте подумаем...
Мы в рамках капитального ремонта технологического оборудования стали обрабатывать маслоочистительной (дегазационной) установкой НИТА трансформаторное масло типа Т-1500 однофазный печной трансформатор ЭОЦНК-54000/110. Трансформатор находится в эксплуатации уже около 30 лет, но руководство не думает производить ему капитальный ремонт из-за отсутствия средств. Но это уже другой вопрос. Меня интересует следующее...
На наш взгляд маслоочистительная установка НИТА после обработки масла только портит его. А вот причину почему портит не можем выяснить. Помогите разобраться. значит температура окружающей среды -15 градусов. Согласно руководству по эксплуатации маслоочистительной установки НИТА делаем всё как указано. Сливаем масло до верхнего ярма 300-400 мм до крышки. Включив установку, начинаем греть масло до температуры 80 градусов в течении 12 часов под вакуумом. После сливаем масло в чистую ёмкость. Далее масло в трансформаторе остаётся на уровне нижнего ярма. Начинаем греть до температуры 40 градусов и создавать вакуум 665 Па оставшегося масла. Операцию производим в течении 48 часов. В процессе нагрева и вакуумирования на идеи из твердой изоляции должно выделяться пары влаги, которые вакуумной системой откачиваются в атмосферу. Пары были, факт. Далее с емкости масло нагреваем до 80 градусов и начинаем заливать уже в трансформатор горячую струю масла со скоростью 3-6 м3/ч. Т.е. для того чтобы снова разогреть твёрдую изоляцию чтобы она начала испарять из неё влагу, а вакуум эту влагу высасывал.
Вот они результаты протоколов:
До обработки масла: тангенс 0,23% Пробой 76 кВ влагосодержание 2,6 ррм рН - 5,8 (масло кислое)
До обработки наладчиков: R60 - 194 МОм, тангенс 1,66 Температура приведенная к 52 градусам.
После первой обработки маслоочистительной установки НИТА:
После обработки масла: тангенс 0,21% Пробой 77,6 кВ влагосодержание 2,3 ррм рН - 5,8 (масло кислое)
После обработки наладчиков: R60 - 137,4 МОм, тангенс 1,1 Температура приведенная к 52 градусам.
После второй обработки маслаочистительной установки НИТА
После обработки масла: тангенс 0,3% Пробой 71,2 кВ влагосодержание 1,3 ррм рН - 5,8 (масло кислое)
После обработки наладчиков: R60 - 200 МОм, тангенс 1,29 Температура приведенная к 52 градусам.
Из протоколов мы видим что масло кислое. Что с помощью ниты мы удаляем только влагу в масле, но не в твердой изоляции. Твердая изоляция идет на ухудшение. Хотя по технологии вакуумирования делаем всё верно. У кого какие мысли? Возможно ли что масло под воздействием 80 градусов то ли вступает в реакцию с чем то, то ли выделяет какие то смолы и прочее, которые могут пагубно влиять на твердую изоляцию? Или от того что масло кислое она и дает плохие результаты? Давайте поделимся опытом. Заранее спасибо!
OWOd
Кислым масло становится в том случае, если не работает термосифонный фильтр, т.е. силикагель заложенный внутри потерял свои свойства. Установкой вашего типа можно просто осушить масло и не более того. Для снижения КЧ применяются абсорбенты типа силикагель, т.е. после установки ставятся силикагелевые патроны через которые прогоняется масло. Силикагель по своей структуре хорошо поглощает смолы и кислоты, очистка идет при температуре 60-80 С.
Изначально Вам надо было взять масло на полный анализ, ХАРГ, tg масла и обмоток для понимания что делать и куда идти. Закрыть отсекающие на ТМФ, заменить силикагель и не открывая гонять масло. То что Вы сейчас делаете – просто гробите остатки твердой изоляции. При повышении температуры активной части и обмоток вода из изоляции переходит в масло, а не в ваккум. То что вышло из ваккумной камеры насоса– то остатки воды из воздуха в начальной стадии вакуумирования.
Часть воды растворенной в горячем масле выходит из масла в установке при достаточно глубоком вакуумировании камеры НИТА, часть в силикагель.
Почитайте forca.ru Адсорбционня очистка- регенерация трансформаторного масла
electriki.ucoz.ru/index/0-14
dmon
Спасибо большое за подробный ответ. Возможно вы правы. У нас стоят на трансе большие абсорберы с силикагелем и мы действительно его не меняли. Думали поменять после обработки, так сказать на чистое масло. Силикагель он же только влагу удаляет, а на кислотность никак вроде не влияет. Или я ошибаюсь? По крайней мере впервые слышу что удаляет кислоты и смолы. Какие ещё способы есть очистки от кислого масла? Уважаемый Owod неужели наша установка только сушит масло? А как же вакуумировние твердой изоляции? В руководстве написано что и сушит, и очищает и вакуумирует как масло так и твердую изоляцию и даже что у неё есть ловушка паров воды, которая с помощью диоксида углерода и ацетона захалаживает конденсат влаги, образуя их в лед. Есть ли подробная инструкция, программа ГОСТ, правила как обрабатывать масло и твердую изоляцию? У нас в руководстве очень мало и кратко указано. Заранее спасибо.

Ещё просьба, нарисуйте пожалуйста как устанавливается дыхательный патрон при сушке масла через НИТА? Последовательно или параллельно с маслорукавами или можно сверху бака установить? какой патрон должен быть, большой или маленький? Пойдет ли обычный маленький, куда ещё индикаторный силикагель засыпают в смотровое окошко? Пожалуйста схемку мне, если есть инсткрукция, стандарт, ГОСТ, программа по обработке масла.
razread
Цитата(dmon @ 5.2.2015, 13:14) *
Или от того что масло кислое она и дает плохие результаты? Давайте поделимся опытом. Заранее спасибо!

Честно говоря опыта в этом деле нету, мы обычно сушим масло а если не помогает просто меняем его.
ИМХО с помощью простой сушки удалить вредные примеси в масле не возможно, это ближе к химии. Но если вспомнить уроки химии, то можно предположить что масло нужно промыть веществом в котором примеси растворятся масло осядет, моющее вещество слить а масло просушить, но опять же это ИМХО, посоветуйтесь с химиками.
OWOd
Ну если написано что может сушить твердую изоляцию тогда так. Осушка тв.изоляции продится при полностью слитом масле, обмотка или бак разогревается до необходимой температуры, потом включается вакуумная установка. Таким же способом сушатся при ремонте остовы МНВ типа ГМБТ(Л)-110(220). Честно говоря для транса такой мощности кстановка может быть маловата, попробуйте может получится.
По поводу силикагелевого патрона - врезается последовательно за установкой, для транс ов указанной мощности ставят 3 патрона, замена силикагеля производится по мере снижения показателй начиная с 1 патрона, обьем точно сказать не могу, по размеру - подобие кислородного баллона с сетками внутри. Силикагель перед засыпкой должен быть просушен до остаточного содержания влаги не более 0,5%.
Удачи на почве осушки масла. rain.gif

PS и не промывайте масло дистиллированной водой icon_biggrin.gif
dmon
Цитата
Осушка тв.изоляции проводится при полностью слитом масле, обмотка или бак разогревается до необходимой температуры, потом включается вакуумная установка.
Вопрос 1. Полностью же масло невозможно слить. Ведь на масло сливается до нижнего ярма, до нижнего вентиля. А дальше мертвая зона, около 3 тонн.
Вопрос 2. Как можно разогреть твердую изоляцию если масло будет отсутствовать? Мы же при полном в баке масла, гоняем масло, нагреваем его до 80 градусов, соответственно нагревается изоляция. А потом сливаем его в другую емкость и уже вакуумируем
OWOd
Если брать точку слива - кран, то в трансе остается масло, но уровень его ниже обмоток. Железо стоит не на дне а на 2 швеллерах (20), потом идет высота железа (сечение зависит от мощности и количества обмоток, на ТДТН-40000/110 высота что-то около 400 мм). потом изоляция обмотки относительно железа, Т.е. обмотки уже сухие. Если уж серьезно подходить к вопросу регенерации масла, то остаток сливали через донную пробку (трансы 1951-1964 г.в.) в маслоприямок, т.к. в этом уровне масла как правило собирается весь шлам, нерастворенная вода и т.д. Был случай когда заливку масла производили через нижний кран, включили через 8 часов и взорвался он, получилось что подняли весь шлам и вот результат.

По поводу нагрева обмоток без масла. Есть два основных способа: индукционные потери и нагрев обмоток постоянным током.

1. Индукционный нагрев.Сушка производится в собственном баке без масла (или с маслом), когда имеется возможность намотать на бак индукционную обмотку. Источником тепла при этом методе нагрева служит боковая поверхность бака трансформатора, на которую наматывается индукционная обмотка. Нагрев производится за счет потерь в металле бака с последующим излучением тепла (путем радиации) и конвекции нагретого воздуха внутри бака. Для питания индукционной обмотки используются источники трехфазного, двухфазного и однофазного тока напряжением 11О, 220 и 400 В. Сушка изоляции выполняется под вакуумом (трансформаторы напряжением 220 кВ и выше) или под частичным вакуумом (трансформаторы 110-150 кВ при давлении 0,054 МПа). Сушка этим методом возможна и без применения вакуума. Контроль за температурой отдельных частей трансформатора осуществляется применением термодатчиков, установленных по определенной схеме в различных зонах активной части и поверхности бака трансформатора. Сушка индукционным методом производится согласно специальной инструкции. Таким же способом проверяется состояние железа генератора на отсутствие замыкания листов железа (определение точки нагрева)

2. Нагрев трансформаторов методом постоянного тока. Нагрев по данному методу происходит за счет теплоты, выделяющейся в обмотках трансформатора при пропускании по ним постоянного тока. Источник постоянного тока подсоединяют к выводам соединенных соответствующим образом обмоток. Схему нагрева и необходимый для этого источник постоянного тока выбирают на основании расчета. Для расчета необходимо иметь активные сопротивления и номинальные значения токов обмоток, включенных в схему нагрева, и схему соединения обмоток в трансформаторе.
Мощность нагрева зависит от массы трансформатора с маслом и условий нагрева (окружающей температуры, наличия утепления и др.). Мощность нагрева должна быть достаточна для того, чтобы обеспечить рекомендуемую ниже скорость нарастания температуры верхних слоев масла. При нагреве трансформатора до температуры 20°С скорость нарастания температуры верхних слоев масла должна быть в пределах 5—8°С/ч, от 20 до 50°С/ч — 3—5°С/ч и от 50 до 70°С — 2—3°С/ч.

т.е. выбор способа остается за вами, все зависит от возможностей и оборудования
goulko
Почистить масло недостаточно на дне емкости и и на изоляции остается много грязи даже после полной замены масла. Необходимо промывать трансформатор. Проделать это можно даже при работающем трансформаторе. Необходимо проганять через него подогретое до 70град масло с таким расчетом чтобы прошло 7-10 циклов полной замены. При этом масло проганяется через цеолит с последующим вакуумированием. Силикагель хорошо убирает влагу но продукты окисления остаются. Вакуумипование убирает газы после регенерации сорбентом.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.