Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Двухполюсный автомат
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Обо всем > Вопросы "чайника"


moorch
Достался матушке участок в садовом товариществе. На участке вагончик, а в вагончик кабель подведен (фаза, р.ноль). З.ноль в вагончик введен отдельно от контура заземления в виде 3 уголков, вбитых в землю (одножильным проводом, на ПВ1 похож, квадратов 4-6).
Ну так вот. Кабель прицеплен снизу на 2п. автомат ABB SH202L C25x400, защитный ноль также прицеплен к автомату снизу в один зажим с р.нулем. Сверху на автомат присобачена розеточка - типа электричество в вагончике есть.
Одним местом чую - надо переделать. Не электрик, поэтому спрашиваю:
1) Можно ли оставить на вводе 2-п. автомат или лучше поменять на 1-полюсный?
2) Если оставить на вводе 2-п. автомат, то можно ли после него установить 1-п. групповые (освещение, розетки, насос колодца и т.п.)? А р.ноль после 2-п. автомата пустить на шину и раздавать р.ноль потребителям уже с неё?
3) Каким проводом правильно следует ввести в вагончик з.ноль? Видимо, следует посадить его на отдельную шину без всякой коммутации и раздавать потребителям с неё?

В общем, жду рекомендаций по оптимальной схеме раздачи электричества в этом вагончике.
Заранее спасибо!
Volt380
как бы с ваших слов схема вроде правильная, но для того чтоб сказать стоит ли переделывать маловато информации. вы лучше пофоткайте и сюда показывайте..
moorch
Да чё ж там фоткать, схема-то: один автомат да розетка icon_smile.gif
Р.ноль с защитным вместе на входе в автомат - это правильно?
Автомат снизу подключать - это правильно (понимаю, ПУЭ не запрещает, но...)?
Волнует именно возможность применения 2-п. автомата на вводе а потом на 1-п. групповые раскидать. или сделать чисто 1-п. автоматы везде? что делать с р. нулем после 2-п. автомата?
savelij®
1. Использовать двухполюсник можно.
2. Подключать снизу можно.
3. Ставить полле этого однополюсники можно.
4. Третий провод (РЕ), соединённый с входным нулём (N) предполагает систему заземления TNC... Возможно TNCS, если дальше от этой точки соединения пойдёт свой третий проводник на каждую линию.
5. Если провести третий проводок от контура заземления отдельно, нигде не соединяя с N, получите систему ТТ. При этом стоит позаботиться о дифзащите.
Далее вниматсельно читаем форум в поисках новых незнакомых слов... с разъяснениями... icon_wink.gif
moorch
О как! Спасибо!

Ну судя по п. 7.1.13 ПУЭ надо реализовывать систему заземления ТN-S или ТN-С-S. Как в моём случае следует поступить, как перемонтировать существующие соединения? Я предполагал посадить группы потребителей на 1-п. автоматы, проводку везде делать 3-жильным проводом (L, N, PE). Куда мне приткнуть ноль кабеля и желто-зеленую землю с уличных уголков?

Правильно ли я понимаю:
Кабель двужильный приходит в вагончик с улицы от внешнего распредщита (там счетчики стоят, какая там разводка - не знаю, нет возможности посмотреть). Это как бы L+PEN, так?
Мне по идее в щитке вагончика надо разделить PEN на N и PE, чтоб реализовать ТN-С-S, так?
FRAER
Не понял, зачем у вас защитный ноль на автомат садится
Переделать надо нормально, с отдельными шинками, зачем колхозить...
haramamburu
Цитата(FRAER @ 21.8.2014, 11:26) *
Не понял, зачем у вас защитный ноль на автомат садится
Он там повторно "землится" icon_wink.gif
savelij®
Цитата
зачем у вас защитный ноль на автомат садится
Предположение: не было клемников и шин под рукой, а посему проводники зажаты клеммой автомата.

Цитата
Ну судя по п. 7.1.13 ПУЭ надо реализовывать систему заземления ТN-S или ТN-С-S
Оно конечно так... но если применение этой системы не может обеспечить должной электробезопасности (например, старые дохлые неизолированные магистрали, отсутствие повторных заземлителей на линии и прочее... безобразие), то допустима система ТТ.
moorch
Цитата(FRAER @ 21.8.2014, 11:26) *
Не понял, зачем у вас защитный ноль на автомат садится
Переделать надо нормально, с отдельными шинками, зачем колхозить...

И я не понял. Вернее понял, что это такая реализация TN-C. Зачем 2-п. автомат тоже не понял, наверное, чтоб понадежнее отрубать вагончик от внешнего РЩ.
Как вижу схему:
1. Оставляю 2-п. автомат на вводе.
2. PEN кабеля цепляю на PE-шину, с PE-шины кидаю провод на второй вход 2-п. автомата (1 вход под фазу).
3. На PE-шину цепляю заземляющий провод от уголков с улицы (контура, тыкскыть, заземления).
4. Организую N-шину. Ставлю перемычку между N и PE шинами (или две перемычки?).
5. Фаза с выхода 2-п. автомата по гребенке расходится на входы 1-п. групповых автоматов.
6. N с выхода 2-п. автомата идет на N-шину, с которой потом разбирается групповыми потребителями.
7. С PE-шины соответственно защитные нули также уходят групповым потребителям.

Как?

И что посоветуете конкретно по моделям бокса, автоматов (предполагается 4 группы)?
FRAER
Цитата(moorch @ 21.8.2014, 10:39) *
Ставлю перемычку между N и PE шинами (или две перемычки?).

Нет, ни одной, т.к.
Цитата
6. N с выхода 2-п. автомата идет на N-шину,


Остально все так

После разделения PEN на PE и N объединяться оди больше уже не должны нигде!
moorch
Цитата(FRAER @ 21.8.2014, 12:47) *
Нет, ни одной, т.к.
После разделения PEN на PE и N объединяться они больше уже не должны нигде!


А как же ПУЭ:
Цитата
1.7.135. Когда нулевой рабочий и нулевой защитный проводники разделены начиная с какой-либо точки электроустановки, не допускается объединять их за этой точкой по ходу распределения энергии. В месте разделения PEN-проводника на нулевой защитный и нулевой рабочий проводники необходимо предусмотреть отдельные зажимы или шины для проводников, соединенные между собой. PEN-проводник питающей линии должен быть подключен к зажиму или шине нулевого защитного РЕ-проводника.

+
ГОСТ Р 51732:
Цитата
6.3.15 В состоянии поставки ВРУ нулевую защитную РЕ и нулевую рабочую N сборные шины следует соединять съемной перемычкой сечением, равным сечению нулевой рабочей шины N, что должно обеспечивать готовность присоединения ВРУ к четырехпроводной питающей сети с совмещенным нулевым защитным и нулевым рабочим проводником - PEN-проводником.
Если ВРУ должно присоединяться к пятипроводной сети с нулевым рабочим N и нулевым защитным РЕ проводниками (система TN-S), то перемычка должна сниматься, что следует оговаривать в эксплуатационном документе изготовителя.


Я так думаю, что PEN делится на PE и N именно установкой перемычки между соответствующими шинами. Если ее не будет, то это и системы ТN-С-S нет.
А про "объединяться они больше уже не должны нигде", так это по ходу распределения - нигде, кроме как в ВРУ. Я так думаю, нет?

Как то так:
с2н5он
по рисунку через автомат идёт РЕ icon_wink.gif
FRAER
По рисунку через автомат ничего вообще не идет, между шинами перемычка, одна напрямую и одна через автомат. Это НЕПРАВИЛЬНО!
moorch
Неправильно - значит не соответствует нормам. Каким? См. приложение А ГОСТ Р 51732 - там перемычка есть, она суть разделения PEN. Если её не будет, при обрыве PEN что поимеем?
Вопрос конечно что заводить на второй вход вводного?
Как правильно?
savelij®
Цитата
Неправильно - значит не соответствует нормам. Каким?
Зачем Вам это?... Выхватываете из нормативов пункты, цитируете их... а сути то не понимаете и картинки рисуете не осмысливая. Зачем?...
А Ваш рисунок должен выглядеть как то так...
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
FRAER
Только смысла мало в третьей шине, лучше уж тогда сделать одну шинку PEN, от нее провод на шину РЕ и через автомат на шину N
savelij®
Положено. И она есть. Если уж доё***ся до каждой буквы нормативов... icon_wink.gif
И это ещё не всё, что можно нарисовать...
moorch
Может и не понимаю, но пытаюсь.
А ссылки на нормы - это обоснование того или иного объяснения. Голословно утверждать что неправильно - это тоже неправильно.
А членораздельно, аргументированно ещё никто ничего не объяснил.
По сути. Ну забор на вход вх. автомата с шины N я ещё могу понять, но две шины N - это с какого перепуга?
Порыскав по форумам, узрел десяток разных схем, все правильные, в итоге как реально надо делать - непонятно...
с2н5он
в посте № 15 убрать разрыв на шинке N
moorch
Цитата(с2н5он @ 21.8.2014, 17:39) *
в посте № 15 убрать разрыв на шинке N

Логично.
Но почему именно так или этак?
Чем вот, например, мой подвод с PE-шины на вход автомата не угодил?
Ребят, я не электрик, не практик тем более, но электротехника в универе была и усвоена. Высшее образование и скверный характер требуют аргументов, чтобы понять и принять ту или иную позицию.
haramamburu
moorch, РЕ - это защитный (раз уж нарекли) нуль - и его уже не гоже в автоматы пихать...
далее - если внимательней посмотрите на свою схему - то увидите, что один полюс автомата, правый, вы наглухо закоротили - фактически получив 1Р автомат...
А так да.... лампочка и по вашей схеме светить будет... но выж хотели "поправильней"? icon_wink.gif
moorch
Ну да, правый полюс автомата - хрень какая-то, это я вижу и это мне не нравится. Но и вопрос изначально был в том, как правильно использовать этот автомат как вводной, как грамотно и правильно разделить нуль входящего кабеля.
haramamburu
moorch, пост №15 - чем не устраивает?
moorch
Меня не пост не неустраивает, а ситуация, когда не могут объяснить то или иное техническое решение.
Ну откуда 2 шины N? Как это работает? Почему так, а не иначе? На каком основании? Варианты? Может проще как-то?
Да, и чем вариант #15 отличается от моего? Тем, что какая-то третья шинка появилась, а по сути то же ответвление от PE-шины на автомат. А перемычки между PE и N шинами нет, что не есть гуд.
haramamburu
moorch, при использовании например УЗО - число нулевых шин вообще ... может не 2 или 3...
попроще - да легко ! "Нуль" кидаете на шину РЕ - оттуда - на вход авомата, после выхода автомата, если потребителей более одного на шинку N

Только вот одно НО - кабель что к вагончику идет - какого сечения?
savelij®
1. Двухполюсный автомат имеется.
2. Должен рвать одновременно ноль и фазу.
3. Защитный и совмещённый проводнк рвать нельзя.
4. Хотим TNCS.
5. Забейте на наличие двух N.
6. Переобзовите свои шины.
7. Если по букве закона (нормативы сами подберёте, у Вас получается) :
- фазный проводник на первый полюс автомата (правый или левый не важно, если это не диф., как и сверху или снизу)
- РEN провод с ВЛ приходит на одноименную шину
- этой шины провода на две шины N и РЕ (так положено и есть нормативы)
- с N шины на второй полюс автомата
- с РЕ шины на все проводники РЕ в составе кабелей
8. На практике можно обойтись одной шиной... а то и вовсе без неё, просто наборной клеммой на дин-рейку
haramamburu
Цитата(moorch @ 21.8.2014, 20:02) *
Да, и чем вариант #15 отличается от моего? Тем, что какая-то третья шинка появилась, а по сути то же ответвление от PE-шины на автомат. А перемычки между PE и N шинами нет, что не есть гуд.
перемычка есть! но там деление ДО автомата.
savelij®
Цитата(moorch @ 21.8.2014, 20:02) *
Может проще как-то?

Можно... А вот объяснять ...
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
moorch
Всё, запутали окончательно, пошёл пить бром
moorch
Всю ночь пил, думал и корил себя за то, что не электрик и что туп не по годам.
В итоге пришел к мысли, что схема #15 от savelij® имеет право быть и формально соответствует ПУЭ (только не кричите "браво, капитан"). Вот выкладываю рисуночек "нулевой" части схемки. Правильно?
Думаю реализовывать щиток на базе ABB Mistral41 или Mistral65 (не реклама!) - уж очень они мне приглянулись. Вот к этим боксам шинки идут PE (зеленые) и N (синие), причем их два вида: винтовые (100А, 6 мм2) и самозажимные (63 А, х.з. сколько мм2, видимо 1.5-4 мм2, с возможностью зажима и винтом до 25 мм2).
Так вот вопросы:
1) эти шинки смогут исполнить маленькую, но очень атветственную роль PE, N и N* шин из схемы #15? Меня вот терзают смутные сомнения, что входящий кабель сечением жил квадратов 10, а мож более (надо съездить посмотреть), да и заземляющий проводник толстый. Их к этим шинкам подключить получится?
2) какой конкретно бокс по размеру выбрать и как грамотно скомпоновать. Однорядный или двухрядный придется брать? Напомню, предполагается 4 1-п. групповых автомата, 1 2-п. вводной. А мож еще и общий УЗО сразу после вводного поставить? Если да, то как подсоединить и какой по параметрам? Мож в случае применения УЗО еще какая-нибудь N** шина появится? (Доп вопрос: а правда, почему так много N-шин в схемах с УЗО и ДА?)

Не дайте пропасть, поможите собрать первый в жизни щиток!
haramamburu
Цитата(moorch @ 22.8.2014, 12:10) *
1) эти шинки смогут исполнить маленькую, но очень атветственную роль PE, N и N* шин из схемы #15? Меня вот терзают смутные сомнения, что входящий кабель сечением жил квадратов 10, а мож более (надо съездить посмотреть), да и заземляющий проводник толстый. Их к этим шинкам подключить получится?

Ну отсюда не видно... кста - самая ответственная шинка- это РЕ, N не так важно.
Цитата
2) какой конкретно бокс по размеру выбрать и как грамотно скомпоновать. Однорядный или двухрядный придется брать? Напомню, предполагается 4 1-п. групповых автомата, 1 2-п. вводной. А мож еще и общий УЗО сразу после вводного поставить?
Опять таки.. по месту виднее будет... про счетчик например ничего не услышал..
Скажу одно, берите бокс с запасом "на вырост"... и работать в нем проще, + если вдруг че добавить надумаете..
УЗО - вообщето "нада"))) минимум один, ставится сразу после вводного АВ
Цитата
Если да, то как подсоединить и какой по параметрам?
Номинал не менее вводного, с током утечки 30мА, брать лучше электромеханику.
Цитата
Мож в случае применения УЗО еще какая-нибудь N** шина появится?
Если узо будет одно - то не появятся.

более того, по вашей схеме - от шинки N (без *) я бы избавился, т.к. с нее отходит только ОДНА жила, и завел бы непосредственно в автомат
moorch
Ну про шинки я по конкретной модели (бренду) вопрос задаю, может у кого есть опыт использования именно этих моделей.
Про счётчик. Повторяю, его в вагончики нет и не будет, т.к он уже установлен в уличном щите за границами участка, откуда собсно кабель в вагончик и пришёл.
По УЗО после автомата. Точно 30 мА? Обычно на ввод 300мА ставят, видел. И номиналом на ступень выше (здесь 32 А). Электромеханика у АВВ - это какая модель?
А по деньгам стоит связку АВ+УЗО заменить на ДА?
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      Рейтинг@Mail.ru
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.