Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Что такое соs
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Сварка, самодельные устройства для сварки > Промышленные сварочные устройства


Slavka
Может глупый вопрос ну просто интересно, на дросселях, двигателях часто встречается: соs и потом еще какой то значек и цифры, влияет ли это на что то и нужно ли вообще обращать внимание на это обозначение?
savelij®
соs - (он же, косинус) определяет реактивный характер нагрузки (подробности есть на форуме или в Википедии).
Значок после косинуса, вероятно, Ф ("фи") - угол между векторами напряжения и тока в указанной нагрузке.
циферки после "фи" - числовое значение этого самого косинуса...
Если Вам не надо, то и внимания не обращайте. icon_wink.gif
с2н5он
ещё как вариант - это тригонометрическая функция
Roman D
φ - строчная буква греческого алфавита (кстати, всем видно?). cos φ - соотношение между активной и полной мощностью. Не путать с к.п.д.
UR4ISP
А вот для простого потребителя-обычный квартирный счётчик будет крутится невзирая на эти цифры,или где-то меньше(лишь бы не больше)?
Roman D
Цитата(UR4ISP @ 12.9.2010, 9:26) *
А вот для простого потребителя-обычный квартирный счётчик будет крутится невзирая на эти цифры,или где-то меньше(лишь бы не больше)?

Теоретически, если на черном ящике написано 1 кВА cos 0.7, то квартирный счетчик за час накрутит 0,7 квт*ч. Но ток в проводах будет 4,5 А, а не 3,2.
Slavka
Спасибо, если я правильно понял то на скажем 10 светильников с двумя 40 ватт лампами и дросселями провод расчитывать не на 800 ватт, а почти на два кВТ
Roman D
Цитата(Slavka @ 12.9.2010, 12:28) *
Спасибо, если я правильно понял то на скажем 10 светильников с двумя 40 ватт лампами и дросселями провод расчитывать не на 800 ватт, а почти на два кВТ

Правильнее было бы сказать "кВА", то есть килоВольтАмпер.

Обычно косинус для люминесцентных светильников порядка 0,7. Значит, расчетный ток будет не 1,21 А, а 1,73. 1142 ВА.
DmitriyMon
Это хороший вопрос и здоровое любопытство.
Косинус Фи прямо пропорционален КПД.
Косинус Фи при индуктивной нагрузке не может быть равным или дольше 1, он всегда будет 0,....
Ток в индуктивной катушки нарастает плавно, в отличие от напряжения, т.е синусоида тока всегда отстаёт от синусоиды напряжения.
В емкостных (конденсаторных) нагрузках всё с точностью наоборот.

Поэтому для компенсации отставания тока (Косинус Фи), используют емкости, а если излагать по простому, подтянуть синусоиду тока, как можно ближе к синусоиде напряжения, чтобы увеличить КПД индуктивной нагрузки.

На этом примере можно показать, как работает Индуктивная нагрузка.
Возьмите две лампочки, 220В-25Вт icon_idea.gif и 220В-75Вт icon_idea.gif , и и выключатель, подключите их последовательно, и включите в сеть 220В.
Подайте напряжение на лампы с помощью выключателя.
Одна лампа будет показывать, как ведёт себя напряжение, а другая, как ведёт себя ток при индуктивной нагрузке.

А на этом примере можно показать, что от кого отстаёт, на примере зарядки автомобильной Аккумулятной Батареи. т.е. емкостной нагрузки.
Разряженный Аккумулятор подключаем к зарядному устройству с Амперметром и Вольтметром, и что видим:
-при подключении разряженного Аккумулятора, ток Максимальный, а напряжение гораздо ниже среднего 12В, зависит от степени разрядки.
-по мере заряда, ток падает, а напряжение поднимается
-при полной зарядке, ток минимальный 0,....А, а напряжение Максимальное 14,7В

Индуктивность, ток потребления прибора не снижает, а вот емкость....., надеюсь понятно почему??? radost.gif

Roman D
Цитата(DmitriyMon @ 12.9.2010, 12:59) *
Что от кого отстаёт, легко запомнить на примере зарядки Аккумулятора или Автомобильной Батареи.
...а напряжение Максимальное 14,7В

ИМХО, пример не очень удачный и может запутать неискушённых. icon_smile.gif Тем более что кислотный аккумулятор в режиме покоя даёт порядка 2,1 В на банку или 12,6 целиком.

Для увеличения косинуса внутре ламп ставят специально обученные конденсаторы, которые компенсируют вредное влияние балластных дросселей и уменьшают ток в проводах.
DmitriyMon
Цитата(Roman D @ 12.9.2010, 14:10) *
Для увеличения косинуса внутре ламп ставят специально обученные конденсаторы, которые компенсируют вредное влияние балластных дросселей и уменьшают ток в проводах.

Что значит специально обученные конденсаторы? icon_eek.gif
Я показал на простом примере природу этого явления и как это работает, чтобы человек имел представление, что такое Косинус Фи, а не как с ним бороться.
Slavka
Огромное спасибо за подробные ответы, хоть немного теперь имею представление.
Roman D
Цитата(DmitriyMon @ 12.9.2010, 12:49) *
Что значит специально обученные конденсаторы? icon_eek.gif
Я показал на простом примере природу этого явления и как это работает, чтобы человек имел представление, что такое Косинус Фи, а не как с ним бороться.


Возражаю. Аккумулятор с косинусом фи ничего общего не имеет.

Специально обученные - значит косинусные. Предназначенные для коррекции неправильного косинуса.
Dervish
DmitriyMon, cos не имеет отношения к кпд. Что такое кпд - это отношение полезной мощности к затраченной мощности. На выполнение полезной работы затрачивается только активная мощность. Значит и при расчёте кпд необходимо считать затраты активной мощности, израсходованной для выполнения работы. Именно поэтому потребитель покупает активную энергию, а не полную.
DmitriyMon
Цитата(Dervish @ 12.9.2010, 15:05) *
DmitriyMon, cos не имеет отношения к кпд. Что такое кпд - это отношение полезной мощности к затраченной мощности. На выполнение полезной работы затрачивается только активная мощность. Значит и при расчёте кпд необходимо считать затраты активной мощности, израсходованной для выполнения работы. Именно поэтому потребитель покупает активную энергию, а не полную.

В таком случае подключите, ну скажем, 3Ф - 1кВт двигатель к сети и нагрузите его постоянной нагрузкой, приближенной к максимальной мощности двигателя, замеряйте ток его потребления и напряжение, цифровым амперметром, по каждой фазе, запишите результат.
А потом запараллельте каждую обмотку ёмкостью, 1000 мкФ, повторите замеры и запишите их.
Теперь, на основании полученных результатов подсчитайте мощность двигателя, без емкостей и с емкостями, а заодно и КПД, уверяю, будете сильно удивлены.

Да, потребитель покупает активную энергию, но платит, как за полную, так как она уже изначально заложена в цену активной.






Roman D
Цитата(DmitriyMon @ 13.9.2010, 1:43) *
В таком случае подключите, ну скажем, 3Ф - 1кВт двигатель к сети и нагрузите его постоянной нагрузкой,

Мысленно замерил. Получилось 2А. Подключил конденсаторы. Выбило защиту. Убрал защиту. Получилось 70А.
Удивляться нечему: исходные данные неверны.

Давайте не будем путать косинус и коэффициент полезного действия; подводимую и полезную мощность.

Даже если конденсаторы выбрать правильно и ток несколько (процентов на 10) уменьшится, чему тут удивляться? Счетчик не изменит скорости своего вращения.
Гость
При подсоединении С (в целях компенсации L) счетчик будет крутиться медленнее
Dervish
Т.е. сети, когда заставляют промышленных потребителей компенсировать реактивную мощность, одновременно способствуют снижению потребления активной энергии? Нескладно как то выходит.
Олега
Цитата(Гость @ 13.9.2010, 11:56) *
При подсоединении С (в целях компенсации L) счетчик будет крутиться медленнее

Это счетчик "активный", "реактивный","полный"?
Roman D
Цитата(Гость @ 13.9.2010, 10:56) *
При подсоединении С (в целях компенсации L) счетчик будет крутиться медленнее

Только в случае, если это счетчик реактивной энергии.
Мастер Джу
Цитата(DmitriyMon @ 13.9.2010, 5:43) *
В таком случае подключите, ну скажем, 3Ф - 1кВт двигатель к сети и нагрузите его постоянной нагрузкой, приближенной к максимальной мощности двигателя, замеряйте ток его потребления и напряжение, цифровым амперметром, по каждой фазе, запишите результат.
А потом запараллельте каждую обмотку ёмкостью, 1000 мкФ, повторите замеры и запишите их.


Вы путайте КПД и коэффициент мощности.Это разные вещи.
DmitriyMon
Цитата(Мастер Джу @ 13.9.2010, 18:44) *
Вы путайте КПД и коэффициент мощности.Это разные вещи.

Я не утверждал, что КПД и Cos Фи, это одно и тоже.
Я говорил, что КПД прямопропорционален Cos Фи.
Если взять зависимость тока двигателя от полезной мощности, то очевидно, что при пуске двигателя, в момент перегрузки, его ток увеличивается быстрее роста мощности, так как в этом случае КПД и Cos Фи уменьшаются.
А чем меньше Cos Фи сети, тем менее загружена сеть активной мощностью и тем меньше коэффициент полезного действия использования самой сети.
И только тогда, когда большую часть в полной мощности, будет составлять именно активная мощность, а не реактивная, коэффициент мощности будет ближе к единице.
Олега
Цитата(DmitriyMon @ 12.9.2010, 12:59) *
Косинус Фи при индуктивной нагрузке не может быть равным или дольше 1, он всегда будет 0,....

А при емкостной может? Понятно, в военное время величину косинуса доводили до 3-х, а если надо и до 5-ти..

Цитата(DmitriyMon @ 14.9.2010, 8:53) *
.. очевидно, что при пуске двигателя, в момент перегрузки..

А до этого разговор шел о нормальном режиме. И даже у вас: "..1кВт двигатель к сети и нагрузите его постоянной нагрузкой, приближенной к максимальной мощности двигателя.." На табличке двигателя прописаны КПД и Cos для пуска ?

Цитата(DmitriyMon @ 14.9.2010, 8:53) *
А чем меньше Cos Фи сети, тем менее загружена сеть активной мощностью и тем меньше коэффициент полезного действия использования самой сети.

При падении электрической мощности механическая мощность на валу двигателя у вас остается прежней?(осознано) Разговор о КПД сети или двигателя?
Roman D
Цитата(DmitriyMon @ 14.9.2010, 8:53) *
Я говорил, что КПД прямопропорционален Cos Фи.
Если взять зависимость тока двигателя от полезной мощности, то очевидно, что при пуске двигателя, в момент перегрузки,

Постойте, не так быстро.
Вы сами предлагаете
Цитата
В таком случае подключите, ну скажем, 3Ф - 1кВт двигатель к сети и нагрузите его постоянной нагрузкой, приближенной к максимальной мощности двигателя, замеряйте ток его потребления и напряжение, цифровым амперметром, по каждой фазе, запишите результат.

Так что пока рассмотрим работу э/д при постоянной нагрузке, равной номиналу электродвигателя.
Как узнать ток? Мощность делим на напряжение, умноженное на корень из трех, кпд и косинус. Короче,

Все это записано на заводской табличке двигателя. Мощность - это мощность на валу, полезная.
Возьмем табличные данные первого попавшегося движка. Например, АИР71В2.
Мощность - 1,1кВт
КПД - 79%
Коэффициент мощности (здесь: косинус) - 0,83.


Итак, наш двигатель потребляет из сети (примерно) 1,7 кВА полной мощности, из них 1,3 кВт активной и 0,9 кВАр реактивной. Поправьте, если обсчитался. А 0,2 кВт он теряет на нагрев и вибрацию. Это в лучшем случае, при номинальной нагрузке.
Вообще кпд электродвигателя в том смысле, как его понимают в электротехники, зависит в первую очередь от момента на валу. Если двигатель не подключен к приводу, какой у него КПД? Ноль. А косинус будет порядка 0,2...


Рабочие характеристики асинхронного двигателя двигателя
Зависимость М2 =f(P2). Зависимость полезного момента на валу асинхронного двигателя М2 от полезной мощности Р2 определяется выражением M2= Р2/ ω2 = 60 P2/ (2πn2) = 9,55Р2/ n2, где Р2 — полезная мощность, Вт; ω2 = 2πf 2/ 60 — угловая частота вращения ротора.

(взято отсюда)

А вот с 0,9 кВАр реактивки можно было бы пободаться при помощи конденсаторов, увеличив коэффициент мощности, который (не всегда) и есть косинус.
DmitriyMon
Цитата(Roman D @ 14.9.2010, 12:14) *
Итак, наш двигатель потребляет из сети (примерно) 1,7 кВА полной мощности, из них 1,3 кВт активной и 0,9 кВАр реактивной. Поправьте, если обсчитался. А 0,2 кВт он теряет на нагрев и вибрацию. Это в лучшем случае, при номинальной нагрузке.
Вообще кпд электродвигателя в том смысле, как его понимают в электротехники, зависит в первую очередь от момента на валу. Если двигатель не подключен к приводу, какой у него КПД? Ноль. А косинус будет порядка 0,2...[/url]
А вот с 0,9 кВАр реактивки можно было бы пободаться при помощи конденсаторов, увеличив коэффициент мощности, который (не всегда) и есть косинус.

Круто!!!
Вы пишите:
Цитата(Roman D @ 14.9.2010, 12:14) *
Если двигатель не подключен к приводу, какой у него КПД? Ноль. А косинус будет порядка 0,2...

Cos есть, а работы нет?!
КПД "Ноль"???
Вы же сами себе противоречите, это ведь тоже Вы написали:
Цитата(Roman D @ 14.9.2010, 12:14) *
А 0,2 кВт он теряет на нагрев и вибрацию

Значит работа совершается, преобразование одной энергии в другую, присутствует, нагрев и вибрация есть?
Нулём здесь не пахнет.
Ноль КПД двигателя - это когда он не подключен, к сети.

Ответьте пожалуста на вопрос, коротко - да или нет.
Если двигатель запитать от одной точки сети, нагрузить, замерить момент на валу, добавить ёмкости, момент на валу возрастёт???
Roman D
Не надо сыпать восклицательными знаками. Просто прочитайте то, что я писал.
Я уже ранее адавал Вам вопросы, давал объяснения, которые Вы цитировали не читая. А тут схватились за одну фразу, смысла которой явно не понимаете.

Нагрев и вибрация - это НЕ полезная работа. (Как, похоже, и написанные мною букоффки)
Очень жаль, что разницы Вы так и не поняли.
DmitriyMon
Цитата(Roman D @ 14.9.2010, 15:52) *
Не надо сыпать восклицательными знаками. Просто прочитайте то, что я писал.
Я уже ранее адавал Вам вопросы, давал объяснения, которые Вы цитировали не читая. А тут схватились за одну фразу, смысла которой явно не понимаете.

Нагрев и вибрация - это НЕ полезная работа. (Как, похоже, и написанные мною букоффки)
Очень жаль, что разницы Вы так и не поняли.

Да, я сыплю вопросительные и восклицательные, так как ответы на мой взгляб не однозначные, а не потому, что решил поязвить.
Нагрев и вибрация - это НЕ полезная работа, я ж не отрицаю, но кто мешает её сделать таковой.
Кроме шуток, тепла будет не много (хотя, сколько намотают провода, Китайцы...), но вибрацию двигателя, вращающегося в холостую, и закреплённым на столе, можно использовать для продвижения каких-нибудь мелких преметов, в этом случае КПД можно же посчитать, работа совершаться будет, пусть будет 0, 1, но работа, но Вы-то утверждаете, что на холостом ходу работы Ноль.
Или я не прав?
Наверное, всё зависит от того нужна-ли такая мизерная работа, которой, просто пренебрегают, и списывают на безполезную.



Roman D
Цитата(DmitriyMon @ 14.9.2010, 15:57) *
но Вы-то утверждаете, что на холостом ходу работы Ноль.

Вот от этого утверждения попытайтесь оттолкнуться обратно, на поверхность, так сказать. К понятию "коэффициент полезного действия".
Удачи.

Как ученые сражались за повышение КПД асинхронного двигателя
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.