Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Обслуживание трансформаторов
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Обо всем > Вопросы от профессионалов


НизкийВольт
Доброго всем времени суток. Поделитесь опытом люди добрые. У нас на предприятии остро встал вопрос – забрать на свое обслуживание принадлежащие нам сети и трансформаторы 6кВ. В теории то все понятно, но нет опыта и опытных людей, а на днях надо генеральному дать ответ о возможности и примерных вложениях. Как «заточить» нашу лабораторию на 6кВ почти определились. А вот с ремонтом и обслуживанием трансформаторов туговато.
Вопрос 1 Целесообразно ли проводить ремонт трансформаторов с выемкой активной части и ее сушкой собственными силами (у нас все таки более 30 трансформаторов 99% из них 1000кВА) или снял трансформатор и увез в ремонтную организацию ?
Остальные вопросы потом.
Roman_D
А зачем из транса душу вынимать, если он работает? Прошёл очередные испытания - годен...
Uran
QUOTE (Roman_D @ 2.6.2009, 18:14) *
А зачем из транса душу вынимать, если он работает? Прошёл очередные испытания - годен...

Роман, точнее не скажешь icon_biggrin.gif icon_biggrin.gif icon_biggrin.gif .
Надо будет маслохозяйством обзавестись, для 30 трансов овчинка не стоит выделки. Дешевле будет транс на ремонт отдать.
Roman_D
Цитата(Uran @ 2.6.2009, 16:54) *
Надо будет маслохозяйством обзавестись, для 30 трансов овчинка не стоит выделки.

И таки да.
Берем паспорт-протокол к трансу; смотрим, какие параметры мерить надо. Чем.
Омическое мерим? Мост подавай.
Коэффициент трансформации. Изоляция - мегером и кенотроном. Масло. Что там ещё? ХХ, КЗ...
Короче, на каждое измерение требуется специально обученный и сертифицированный прибор; каждый сдай в поверку... Короче, целая СЕРТИФИЦИРОВАННАЯ лаборатория.
Для капремонта нужна подъёмка (извлекать эту самую активную часть реактора трансформатора)и центрифуга для масла. Масло тоже на траву не выльешь - ёмкости нужны... Ой, не окупится!
с2н5он
транс дело хитрое, если нет опыта, лучше не связываться
gomed12
Работы должны производиться по графику ППР.
Перечень по видам ремонтных работ приведены в приложении 3 ПТЭЭП.
Работы с извлечением активной части подпадают под капитальный ремонт, такие работы необходимо производить в условиях мастерских со сливом масла, подготовленным персоналом, с соответствующим инструментом и оборудованием.
andrey357
Вызвали наладчиков. Они померяли параметры трансформатора. Сделали анализ масла. поменяли силикагель. Дали заключение годен-не годе. И так , если не ошибаюсь раз в три года или после аварий.

А поменять прокладки, подтянуть болты, почистить радиатор - сами можете...
serega87
У меня ремонт 110/10 кВ делали на территории ПС (гордо представляли себя родоначальниками нового направления в ремонте). Отправлять производителю было нереально. Глаза закрыли на это всё. Всё достаточно быстро сделали.
Шаровая молния
Цитата(andrey357 @ 3.6.2009, 8:01) *
И так , если не ошибаюсь раз в три года или после аварий.


В сетях сроки не нормируются, определяются техническим руководителем исходя из опыта эксплуатации. Или после аварий.
TYRIN
Подскажите кто знает- прокладки под выводные изоляторы можно использовать из маслостойкой плоской резины или там установлены прокладки специальной формы.
Uran
QUOTE (TYRIN @ 5.6.2009, 22:29) *
Подскажите кто знает- прокладки под выводные изоляторы можно использовать из маслостойкой плоской резины или там установлены прокладки специальной формы.


Прокладки вырезают из маслостойкой резины.
ilyasov1
резина МБС-С, круглые прокладки вырезают балеринкой, под крышку или из целого листа (неэкономично) или полоски сращивают (сшивают) между собой.
при эксплуатации, без серъезных причин, не стоит вскрывать тр-р, пусть работает.
Кстати еще вариант - договориться с мастером той организации, кто обслуживает в данный момент ваши сети, принять его по совместительству...
НизкийВольт
Спасибо всем за советы. Сразу не мог выйти на связь-были проблемы с сетью. отвечу всем без цитат
Спустя год итог:. Встали мы на путь обслуживания эл установок 6кВ. Успешно проводим текущие ремонты трансформаторов- подтягиваем доливаем осматриваем и т. д. Лаборатория всем необходимым для 6кВ оснащена и зарегистрирована в РТН. Купили установку вост масла — пока еще не применяли (анализы масла были в норме).
Но встает вопрос кап ремонтов — в моем отраслевом документе на ППР записано вытащи активную часть, осмотри, подтяни обмотки и магнитопровод, промой струей горячего масла!, и засунь обратно. Испытания измерения по ходу движения само-собой.
Второй нюанс на моей памяти два раз выходили неожиданно (когда обслуживала др организация) два трансформатора, у одного причина банальна от старости лопнула прокладка внизу и сильно побежало масло до сработки газового реле. Получается что бы заменить нижнюю прокладку пришлось увозить транс сливать почти все масло. У второго то же убеж масло но лопнул метал, то же сливали. Все таки надо масляное хозяйство!
А если я вскрыл, и долго менял прокладки (типоразмеры разные ) и например был июль месяц да еще с дождями — всяко понадобится сушка. Значит надо обзаводиться ей.

prude
Цитата(НизкийВольт @ 18.8.2010, 0:36) *
А если я вскрыл, и долго менял прокладки (типоразмеры разные ) и например был июль месяц да еще с дождями — всяко понадобится сушка. Значит надо обзаводиться ей.


обходимся без камеры, когда надо с помощью тепловых пушек, К абсорбции мерили перед вводом в эксп.?
НизкийВольт
Цитата(prude @ 18.8.2010, 9:47) *
обходимся без камеры, когда надо с помощью тепловых пушек, К абсорбции мерили перед вводом в эксп.?

Я это к примеру сказал, вдруг такое случится. В принципе мы планировали сгородить из отходов и б/у металла камеру оснастить терморегулятором и направить туда пушку, я думаю что если вы достигаете результатов с пушкой, то с помощью такой импровизированной печки наверное будет неплохо
сергей_абрамов
Цитата(TYRIN @ 5.6.2009, 18:29) *
Подскажите кто знает- прокладки под выводные изоляторы можно использовать из маслостойкой плоской резины или там установлены прокладки специальной формы.

гораздо удобнее исполдьзовать штатные. http://www.en-co.ru/info.php?id=103
Удачи.

Цитата(НизкийВольт @ 18.8.2010, 0:36) *
Спасибо всем за советы. Сразу не мог выйти на связь-были проблемы с сетью. отвечу всем без цитат
Спустя год итог:. Встали мы на путь обслуживания эл установок 6кВ. Успешно проводим текущие ремонты трансформаторов- подтягиваем доливаем осматриваем и т. д. Лаборатория всем необходимым для 6кВ оснащена и зарегистрирована в РТН. Купили установку вост масла — пока еще не применяли (анализы масла были в норме).
Но встает вопрос кап ремонтов — в моем отраслевом документе на ППР записано вытащи активную часть, осмотри, подтяни обмотки и магнитопровод, промой струей горячего масла!, и засунь обратно. Испытания измерения по ходу движения само-собой.
Второй нюанс на моей памяти два раз выходили неожиданно (когда обслуживала др организация) два трансформатора, у одного причина банальна от старости лопнула прокладка внизу и сильно побежало масло до сработки газового реле. Получается что бы заменить нижнюю прокладку пришлось увозить транс сливать почти все масло. У второго то же убеж масло но лопнул метал, то же сливали. Все таки надо масляное хозяйство!
А если я вскрыл, и долго менял прокладки (типоразмеры разные ) и например был июль месяц да еще с дождями — всяко понадобится сушка. Значит надо обзаводиться ей.

Сушка масла с помощью вакумного насоса. Очень хорошо влагу вытягивает.
Удачи.
Uran
Если возникает вопрос насчет маслохозяйства-можно обзавестись малыми цеолитовыми установками, для очистки, осушки тр.масла:http://eko-log.ru/node/128
НизкийВольт
Цитата(Uran @ 18.8.2010, 17:04) *
Если возникает вопрос насчет маслохозяйства-можно обзавестись малыми цеолитовыми установками, для очистки, осушки тр.масла:http://eko-log.ru/node/128

Уже купили, см мой пост выше.

Вопрос в чем - у кого какой опыт организации ремонтов трансформаторов. Разговаривая с коллегами выяснил: кто как подходит к этому вопросу на разных предприятиях выделил три направления
1. Раздолбайское вяло смотрят за трансами и если явные признаки повреждения начинают шевелиться - там сушку масла организуют или ремонт.- у них хозяйство плачевное аварий много
2. Что то среднее - смотрят, делают испытания и льют не жалея масло (у них котельная- чуть масло хуже туда его), но никогда не вскрывают даже по тридцать лет.- специалисты так себе.
3. Образцовое - следят за всем, при кап ремонтах вытаскивают внутренности сушат и т. д. - грамотные спецы.

С первым двумя у меня хороший контакт, третьим перешел дорогу и теперь на отрез отказываются помогать и давать информацию, даже персонал настроили под страхом смерти помощь не оказывать. Вот и хочу узнать у кого как поставлено?
НизкийВольт
Никто не хочет поделиться информацией?
Roman D
Фильтр-пресс может понадобиться, установка для испытания масла...
НизкийВольт
Цитата(Roman D @ 9.9.2010, 14:07) *
Фильтр-пресс может понадобиться, установка для испытания масла...

Внимательно читайте выше - установку востановления масла купили, лабораторию тоже зарегестрировали ( в том числе установка АИМ для пробоя есть), так же есть у нас хим лаб-ия ( в состоянии делать сокращеный анализ масла).
Я прошу не ссылки на теоретический материал книжки , а практического опыта эксплуатации и проведения ремонтов особенно капитального ( так как в объеме текущего делаем).

Господа электрики (или товарищи - кому как угодно) поделитесь у кого как, как часто по графику проходят ремонты, вскрываете ли, какие случаии поломок выходов? какого возраста трансформаторы? итд?
Roman D
Цитата(НизкийВольт @ 9.9.2010, 15:28) *
Внимательно читайте выше

Прошу прощения - щас я на больничном с черепом icon_smile.gif))
Как-то недавно прикупили наши выскомасляноиспыталку. И что ж вы думали? Брешет, как нанятая; то есть дает некорректные по сравнению с другими установками.
asverevkin
Здравствуйте. НВ, Вас интересуют кап рем тр-ров до 1600 кВА, я так понимаю. Расскажу, как все это происходит в нашей организации. Текущий ремонт (мелкий). Ну с этим все ясно - доливка масла, замена уплотнительной резины, протирка изоляторов, подметание ТП. С протяжкой не фанатизируем, ибо лишняя протяжка для резины нежелательна, ввиду этого тянем только явное.

Средний ремонт (в какой-то литературе он зовется капитальным). Привозят работающий (в смысле, действующий), но пожилой и слегка текущий трансформатор. Достается активная часть, опрессовываются обмотки (по науке надо дин ключом, или спецгидродомкратами, но опрессовывают на глаз), протягивается ярмо, "гитара" и пр. Также меняется резина и пр. Далее АЧ подвергают сушке в спец. сушильной печи (при желании сможете у себя сделать импровизированную, это несложно, как уже Вы и говорили), главное, не переусердстовавать и не спалить бумагу. После заливается очищенное масло. Для очистки пользуемся либо цеолиткой, которую можно также самим изготовить, либо УВМ-кой (она более эффективная, но более дорогая и энергоемкая). АЧ тр-ров 1000-1600 кВА в нашу печь не лезут, пихаем в бак несушеные (но относительно быстро), ЭТЛ не бузит, ибо параметры все равно в норме.
И, наконец, настоящий кап.ремонт. Ну тут полный фарш: от восстановления ПБВ/РПН вплоть до замены катушки. При капремонте операции схожи с операциями среднего ремонта, только больше кипиша и помпы.
По поводу квалификации рабочих. Для таких работ можно нанять джамшутов с такжикистана или арендовать апезьян с зоопарка, после чего обучить их гайки крутить. Как крутить гайки, догадаетесь сами (для этого нужно быть как минимум адекватным), или прочтете в литературе. Спасибо за внимание.
НизкийВольт
Спасибо за развернутый ответ практика. А как у вас дела обстоят с обмывкой АЧ, вот у меня записано в документе на ППР что надо мыть горячим маслом (при среднем, как Вы говорите, ремонте) от шлама, или этого делать не стоит (говорят книжки что типа изоляционные характеристики улучшается и меньше влияет на масло и состояние изоляции - если промыть)
asverevkin
АЧ трансформаторов таких габаритов у нас почему-то мыть не принято, хотя по науке мыть действительно надо, эта процедура очень полезна. Оттого что слегка помоете, хуже не будет это точно, тем более, не так уж и сложно это дело провернуть (по крайней мере, гораздо проще, чем организовать сушильную камеру из подручных средств), и относительно недорого. Для этого нужно, собственно: тр-е масло, емкость с нагревателем, насос со шлангами. И еще большой поддон понадобится изготовить (ибо подземные емкости у Вас, по-видимому, отсутствуют). Но, повторюсь, мы АЧ не промываем. И еще. Вообще не рекомендуется долго держать АЧ на открытом воздухе, по возможности старайтесь каждый раз в конце рабочего дня погружать ее в масло (в бак тр-ра).
НизкийВольт
Спасибо за совет, прикинем стоит ли, сообразить поддон не проблема и масло горячее думаю тоже.
И еще вопрос - насколько пожилые у вас тр-ры и с какой переодичностью на практике их капиталите (или делаете средний ремонт - как вы говорите) ?
asverevkin
Возраст трансов от 1976 до 2006 г, абсолютное большинство 80-х годов выпуска. КР делаем в соответствии с ПТЭЭП:
Цитата
2.1.36. Капитальные ремонты (планово-предупредительные - по типовой номенклатуре работ) должны проводиться: трансформаторов 110 кВ и выше мощностью 125 MB х А и более, а также реакторов - не позднее чем через 12 лет после ввода в эксплуатацию с учетом результатов диагностического контроля, в дальнейшем - по мере необходимости; остальных трансформаторов - в зависимости от их состояния и
результатов диагностического контроля.
Вообще, сейчас повсеместно наблюдается тенденция перехода от плановых кап ремонтов к таким вот "производящимся по мере необходимости". И это правильно, ибо, по моему мнению, нЕчего лишний раз тревожить железяку. Работает - и нехай. А кап ремонт тр-ра рекомендуется свести к разумному минимуму, и, по возможности, избежать его вскрытия и долгого нахождения АЧ на воздухе, т.к. это нежелательно для изоляции. Диагностику трансов проводят специалисты нашей ЭТЛ. Они контролируют состояние изоляции, в т.ч. и трансформаторного масла. В основном они выявляют низкое пробивное напряжение масла, и мы полностью меняем масло на очищенное (есть мнение, что это все отчасти из-за того, что часто ленимся менять силикагель в воздухоосушителях и закачивать азот в ТМЗ). Для этого не надо волочить транс с насиженного места, удобнее заменить на месте, ессно. Больше косяков, выявленных ЭТЛ у трансов таких габаритов, не припоминаю. В основном тащим их на ремонт по причине неустранимых на месте множественных течей масла, когда полностью надо менять резину. По-конкретному трансформаторы выходят из строя редко (тьфу-тьфу). Пару раз катушка сгорала, заказывали с завода и меняли своими силами. Иногда приходилось корячить транс домой для вскрытия из-за того, что те же измеренцы сворачивали шею приводу ПБВ, вращая анцапфу. Вот так.
НизкийВольт
Понятно, ПТЭЭП то ПТЭЭПом, но у нас есть отраслевой документ на проведение ППР еще с со времен Советского Союза (ОСТОРЭ - действует в машиностроении) по идее я должен им руководствоваться хотя бы на бумаге отписывать что делал к/р, если я этого не сделаю и вдруг трансформатор блыснет получается я виноват, наш инспектор РТН считает так же - ОСТОРЭ никто не отменял.

А трансформаторы у нас 8 ТМ-ок 1000кВа 1959-66годов, остальные 34 - ТМЗ 65х-75х годов, парочка 2000года, парочка 80х годов, Даже есть один раритет который Сталина помнит - 250ка 1952года, но мы его под нож готовим. В ТМЗ мы и до нас азот не закачиваем считали не целесообразно. Анцапфы у нас везде в одном положении поэтому наши предшественники особо не думая при выходе из строя - закорачивали в одном положении и отписывали это в паспорте.

Вот сейчас один из самых старых трансов весь бежит маслом по чуть чуть во всех местах - подтяжка результата не дает, думаем вскрывать.
с2н5он
Цитата(НизкийВольт @ 12.9.2010, 6:21) *
Даже есть один раритет который Сталина помнит - 250ка 1952года,

эт не раритет есть и более ранние, кстати в прошлом году сняли транс 1955 г. выпуска в хорошем состоянии просто нужно было поставить меньшей мощности
asverevkin
Цитата(НизкийВольт @ 12.9.2010, 11:21) *
на бумаге отписывать

Все так и отписывают, и люди из РТН об этом знают, на то они и Правила, чтобы их нарушать. У нас 40 % головных тр-ров 220 кВ не вскрывались, хотя по ПТЭЭП положено через 12 лет (как по ОСТОРЭ - не знаю, надо будет почитать сей замечательный документ), а которые и вскрывались, то это делалось в рамках проекта по модернизации (для того чтобы на них дополнительные радиаторы понавесили).

Цитата(с2н5он @ 12.9.2010, 12:31) *
есть и более ранние
Это точно, каких только динозавров не увидишь порой, особенно в сельской местности. Мой однокурсник как раз работает на одной такой отдаленной горной ТЭЦ, и говорит, что у них там до сих пор крутятся трофейные немецкие турбины (их там как-то подшаманивали, переделывали, но сами турбины остались), и до недавнего времени (7-10 лет) гудели немецкие трансы (тоже под советские сети как-то адаптированные, ессно).
Roman D

кажись, 40-й год или около того.
НизкийВольт
Отвлекусь от темы - я год назад видел распред-подстанцию древнюю такт там маслянные выключатели в подвале, а разъеденители на уровне перед лицом за решеткой, один из маслянников 1939 года выпуска другие 45-50х.

А теперь вопрос по теме. В теории говорится что показатели изоляции могут быть в норме (мегоомы, абсорбция там, поляризация) а сама изоляция быть очень хрупкой от старости (приводятся несколько классов при сгибаемости бумаги и электрокартона) и при резких скачках или КЗ может рассыпаться и подвести, может быть стоит вскрывать иногда трансформаторы за 40лет?
Roman D
Цитата(НизкийВольт @ 12.9.2010, 16:40) *
сама изоляция быть очень хрупкой от старости (приводятся несколько классов при сгибаемости бумаги и электрокартона) и при резких скачках или КЗ может рассыпаться и подвести

Совершенно верно, изоляция и так хрупкая, а мы её тут на сырой воздух да струёй кипятка... Может, понежней со стариками будем? Ведь до сих пор они держали? icon_smile.gif
НизкийВольт
Зачем так сурово, я просто посмотрю состояние изоляции и приму решение на свалку его или еще нет, а несколько часов на свежем воздухе не повредит, да и горячее масло - это родная среда хужее не будет думаю только лучше. Да и за много лет в нем разболталось и усохло надо подтянуть.
Или я не прав?
asverevkin
Сами принимайте решение. Сколько людей, столько и мнений. Лично я считаю, что не нужно лезть трансформатору в нутро, если он сам того не просит. Если неустранимых на месте или множественных течей нет, параметры изоляции в норме, то и не надо тревожить машину, я думаю. Уверен, что ничего криминального под крышкой Вы не обнаружите. Ну если даже и обнаружите, то подумайте о том, что на металлолом всегда успеете транс отправить и без "профилактического" вскрытия и прочих лишних движений.
Мы в этом году по результатам ХАРГ (только по ним) выкатывали 2 транса 200000 (!) кВА. ЭТЛ-овцы подняли бучу, мол, горит что-то там. Первый вскрыли, посмотрели в присутствии представителя завода-изготовителя, ничего явного не обнаружили, закрыли и укатили обратно "догорать". Во втором увидели потемневший "горевший" магнитопровод, развели руками, покачали головами, закрыли, и тоже укатили назад, в работу. А что оставалось делать, собственно? Просто кому-то интересно под крышку заглянуть, и нет им дела до того, что другие будут по их прихоти выполнять тяжелую и пустую, по сути, работу. Так и в Вашем случае будет: вскроете, в лучшем случае узреете "ломкую" некачественную на вид изоляцию, закроете и поставите транс на место (думаю, новый никто не купит, обоснований будет недостаточно). Смысл? Разве что обмотки опрессовать и комплексную протяжку выполнить; ну, наконец, резину поменять. Если думаете, что ради этого стОит вскрывать, то действуйте. Хуже не будет(???), я думаю. Хотя, бывали случаи, что совершенно случайно вскрывали транс (из-за множественных течей) и обнаруживали какую-нибудь гадость: либо сильно подгоревшие контакты, либо оплавленный участок магнитопровода (с 1-коп монету). Тогда действительно помогли машине. В общем, дело хозяйское, принимайте решение. Удачи.
НизкийВольт
Спасибо за ответ. Сначала думаю проведем измерения, потом посмотрим тендецию изменения параметров а после этого примем решение - вскрывать или нет.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.