Оперативные ошибки , Делимся опытом... |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Оперативные ошибки , Делимся опытом... |
20.1.2009, 15:18
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 261 Регистрация: 15.7.2004 Из: Украина, Луганск Пользователь №: 1357 |
Хотелось бы пообщаться на неприятную тему для оперативного персонала - оперативные ошибки. Отчего происходят и как с ними бороться (с ошибками).
Начну. Пару дней назад случилась у нас одна, чисто диспетчерская. Две транзитные ВЛ-35 кВ, между ними ПС-35 кВ. Одну ВЛ-35 кВ вывели в ремонт, вторая отключилась действием защит с успешным АПВ. На время АПВ (2 сек) обестачивалась ПС-35 кВ на которой отработала АЧР-1, сняла 18 МВт и через 45 сек. присоединения успешно включились действием ЧАПВ. Для справки: ПС-35 кВ питает угольные шахты с двигательной нагрузкой (1 категория). Диспетчер забыл вывести АЧР после того как ПС-35 кВ перешла на тупиковую схему питания. Какие приняты меры: провели инструктаж, дали по шапке. -------------------- Мы работаем хорошо, быстро и дешево - выберите два любых пункта
|
|
|
|
20.1.2009, 15:29
Сообщение
#2
|
|
=VIP= Группа: Пользователи Сообщений: 1200 Регистрация: 17.1.2009 Из: СССР Пользователь №: 13157 |
Хотелось бы пообщаться на неприятную тему для оперативного персонала - оперативные ошибки. Отчего происходят и как с ними бороться (с ошибками). Начну. Пару дней назад случилась у нас одна, чисто диспетчерская. Две транзитные ВЛ-35 кВ, между ними ПС-35 кВ. Одну ВЛ-35 кВ вывели в ремонт, вторая отключилась действием защит с успешным АПВ. На время АПВ (2 сек) обестачивалась ПС-35 кВ на которой отработала АЧР-1, сняла 18 МВт и через 45 сек. присоединения успешно включились действием ЧАПВ. Для справки: ПС-35 кВ питает угольные шахты с двигательной нагрузкой (1 категория). Диспетчер забыл вывести АЧР после того как ПС-35 кВ перешла на тупиковую схему питания. Какие приняты меры: провели инструктаж, дали по шапке. У нас бы снизу -вверх: лишили премии годовой и заставили пересдавать на квалификацию диспетчера- остальным внеплановый, нач. ОДС-выговор и протяжка в течении года лишение квартальной либо годовой. -------------------- Пилите гири Шура, они золотые..
|
|
|
20.1.2009, 15:40
Сообщение
#3
|
|
=VIP= Группа: Модераторы Сообщений: 1509 Регистрация: 7.2.2008 Из: Россия, ДНР, Донецк Пользователь №: 10408 |
... На время АПВ (2 сек) обестачивалась ПС-35 кВ на которой отработала АЧР-1, сняла 18 МВт и через 45 сек. присоединения успешно включились действием ЧАПВ... А можно узнать: на каких реле была собрана АЧР, и какая уставка по времени на отключение? Двигатели СД или АД? -------------------- Прежде чем делать открытие — загляни в справочник.
К. Прутков-инженер. Советы начинающему гению. |
|
|
20.1.2009, 15:48
Сообщение
#4
|
|
=VIP= Группа: Пользователи Сообщений: 1200 Регистрация: 17.1.2009 Из: СССР Пользователь №: 13157 |
Был у нас в сетях случай. ДЭМ при переключениях перепутал приводы ОД и КЗ, ну и замкнул при АПВ ВЛ 110кВ оборвалась фаза на ВЛ-линия не отключилась, рядом с дорогой, возник неполнофазный режим- у меня на своей ПС все гудело. По внешнему приводы не отличаются и находятся на одном уровне, рядом. БП правильный. Мероприятия: лишение премий, пересдача, остальным внеплановый и служба ПС повесила на привода КЗ, релейшики доп поставили реле обрыва фаз на панеле 110кВ, отстроила защиту .
По слухам у них на ПС это не первый раз. Я еще внимательно просмотрел инструкцию по переключениям - и нашел пункт не помню номер, где говорится что ОД-как правило должен отключаться дистанционно а не с привода. Это дело сообщил нач ОДС и РЗА. Релейщики поставили кнопку с замком на панеле. Интересно еще и то, что кнопка съема сигнализации и ОД, на соседних панелях- возможно попутать у кого кнопка без замка при такой же компановке и исполнении КРУН (К-37). -------------------- Пилите гири Шура, они золотые..
|
|
|
|
20.1.2009, 16:04
Сообщение
#5
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 261 Регистрация: 15.7.2004 Из: Украина, Луганск Пользователь №: 1357 |
mic61
Цитата на каких реле была собрана АЧР точно не скажу, могу узнать. явно что без блокировки от выбега. Цитата какая уставка по времени на отключение АЧР-1: 49.1 Гц - 0.3 сек. ЧАПВ: 49.8 - 45 сек. Цитата Двигатели СД или АД и те и другие. СД - подъёмы, АД - все остальные Dmitry_G у нас ОД с места не отключают, только с пульта. Про работу трансформатора при обрыве фазы с падением на землю - отдельная тема нужна, могу много расказать (у нас так трансформатор сгорел) -------------------- Мы работаем хорошо, быстро и дешево - выберите два любых пункта
|
|
|
20.1.2009, 16:08
Сообщение
#6
|
|
=VIP= Группа: Модераторы Сообщений: 1509 Регистрация: 7.2.2008 Из: Россия, ДНР, Донецк Пользователь №: 10408 |
А оборвалась какая фаза? Та, в которой стоит КЗ? А ОД в бестоковую паузу отключился?
Кнопка отключение ОД это - конечно, правильно. Но там должна быть еще блокировка "от дурака"; т.е. ОД невозможно отключить до тех пор, пока не отключен ввод НН трансформатора, чтобы не "рвануть" ОД под нагрузкой. -------------------- Прежде чем делать открытие — загляни в справочник.
К. Прутков-инженер. Советы начинающему гению. |
|
|
20.1.2009, 16:52
Сообщение
#7
|
|
=VIP= Группа: Пользователи Сообщений: 1200 Регистрация: 17.1.2009 Из: СССР Пользователь №: 13157 |
А оборвалась какая фаза? Та, в которой стоит КЗ? А ОД в бестоковую паузу отключился? Кнопка отключение ОД это - конечно, правильно. Но там должна быть еще блокировка "от дурака"; т.е. ОД невозможно отключить до тех пор, пока не отключен ввод НН трансформатора, чтобы не "рвануть" ОД под нагрузкой. Оборвалась таже фаза, а ввода 10 и 35 кВ были отключены согласно БП. Не работала зем.защита на питающем конце.Просто не правильно соориентировался ( как говорят взяться за ключ, еще раз убедиться по бланку иместу), поторописся ДЭМ- он же Д ОДГ соседнего РЭС (человеческий фактор не послдедний). В этот период велся комплексный ремонт на ПС и как обычно плотность переключений высокая, если еще добавить функции диспетчера-жжж. Экономия везде- объсняют условными ед. Прошлый год на моей был комплексный, так я за дежурным ходил по пятам- не обедал, домой- в 18-00 не раньше. -------------------- Пилите гири Шура, они золотые..
|
|
|
|
20.1.2009, 20:36
Сообщение
#8
|
|
=VIP= Группа: Пользователи Сообщений: 1200 Регистрация: 17.1.2009 Из: СССР Пользователь №: 13157 |
А оборвалась какая фаза? Та, в которой стоит КЗ? А ОД в бестоковую паузу отключился? Кнопка отключение ОД это - конечно, правильно. Но там должна быть еще блокировка "от дурака"; т.е. ОД невозможно отключить до тех пор, пока не отключен ввод НН трансформатора, чтобы не "рвануть" ОД под нагрузкой. Еще раз- он перепутал привод ОД с приводом КЗ и вместо того чтобы отключить ОД-включил КЗ (искусственно создал однофазное к.з. на землю, сеть 110кВ с глухо заземленной нейтралью) -------------------- Пилите гири Шура, они золотые..
|
|
|
20.1.2009, 21:10
Сообщение
#9
|
|
=VIP= Группа: Модераторы Сообщений: 1509 Регистрация: 7.2.2008 Из: Россия, ДНР, Донецк Пользователь №: 10408 |
Еще раз- он перепутал привод ОД с приводом КЗ и вместо того чтобы отключить ОД-включил КЗ (искусственно создал однофазное к.з. на землю, сеть 110кВ с глухо заземленной нейтралью) Да я понял, понял. Просто разговор о том, что дистанционное управление ОД сделали после ошибочных действий оперативного персонала. А до этого, получается, ОД отключали на ОРУ, в ящитке привода? А там (в приводе), что кнопка была? А в приводе КЗ тоже кнопка была? Или по защелке штангой "стукали"? Коллеги-оперативщики! Не сочтите за флуд. Просто мне, за мою довольно длительную практику, не встречались КЗ, ОД с возможностью управления ими непосредственно с привода (легального управления, конечно.) Да, конечно, включить КЗ вместо отключения ОД это - ошибка. Но и отсутствие дистанционного управления ОД из ОПУ (КРУНа) это - еще более грубая ошибка (проектантов, релейщиков, службы ОДУ, службы ОТ.) Если я все правильно понял (о причинах ошибки в переключениях), то, наверное, дежурный не самый виноватый в этой аварии, а? Сообщение отредактировал mic61 - 20.1.2009, 21:31 -------------------- Прежде чем делать открытие — загляни в справочник.
К. Прутков-инженер. Советы начинающему гению. |
|
|
21.1.2009, 8:37
Сообщение
#10
|
|
=VIP= Группа: Пользователи Сообщений: 1200 Регистрация: 17.1.2009 Из: СССР Пользователь №: 13157 |
Да я понял, понял. Просто разговор о том, что дистанционное управление ОД сделали после ошибочных действий оперативного персонала. А до этого, получается, ОД отключали на ОРУ, в ящитке привода? А там (в приводе), что кнопка была? А в приводе КЗ тоже кнопка была? Или по защелке штангой "стукали"? Коллеги-оперативщики! Не сочтите за флуд. Просто мне, за мою довольно длительную практику, не встречались КЗ, ОД с возможностью управления ими непосредственно с привода (легального управления, конечно.) Да, конечно, включить КЗ вместо отключения ОД это - ошибка. Но и отсутствие дистанционного управления ОД из ОПУ (КРУНа) это - еще более грубая ошибка (проектантов, релейщиков, службы ОДУ, службы ОТ.) Если я все правильно понял (о причинах ошибки в переключениях), то, наверное, дежурный не самый виноватый в этой аварии, а? У нас это делается (отключения с привода) везде, даже практикуется отключение ТР-110( пока никто не видит) при исправном ОД. А в КРУНе релейщики заведомо кнопку "откл. ОД " подписали "резерв", чтобы не попутали с кнопкой съема сигнала ( похожи и находятся рядом, бывало видимо когда-то). Да отключали защелкой. Если бы поставили вместо кнопки обычный КУ, я думаю никто бы не перепутал. Теперь стоит кнопка, вставляешь ключ в нее ( ключ как от обычного замка), поворачиваешь, нажимаешь, но тут же кнопку нужно возвратить в исх. положение сразу после отключения ОД, забыл возвратить кнопку-спалил катушку в приводе. То же не "слава Богу"! Так все по старинки и отключают с привода, боятся катушку спалить. А инспекция придумала навесить замки на привод КЗ и все. Дежурный у нас всегда виноват. Хотя если смотреть развитие аварии, то и линейщики тоже виноваты,недосмотрели слабое место на ВЛ. Всыпали конечно всем. -------------------- Пилите гири Шура, они золотые..
|
|
|
|
21.1.2009, 8:51
Сообщение
#11
|
|
=VIP= Группа: Пользователи Сообщений: 1200 Регистрация: 17.1.2009 Из: СССР Пользователь №: 13157 |
mic61 точно не скажу, могу узнать. явно что без блокировки от выбега. АЧР-1: 49.1 Гц - 0.3 сек. ЧАПВ: 49.8 - 45 сек. и те и другие. СД - подъёмы, АД - все остальные Dmitry_G у нас ОД с места не отключают, только с пульта. Про работу трансформатора при обрыве фазы с падением на землю - отдельная тема нужна, могу много расказать (у нас так трансформатор сгорел) Хотелось бы конечно по неполнофазный режим поговорить. Во время этой аварии мы не сразу определили, что произошло, минут через 5-7 догадался проверить напряжение на сек. 110. У нас ЦС в КРУНе, а панель 110 в пристройке к диспетчерской. Пока в КРУНе вольтметрами 10 и 35 не пощелкали-не догадался. Такое в моей практике было первый раз и в инструкции по ликвидации аварий такой момент не прописан, как действовать в таких ситуациях???.... -------------------- Пилите гири Шура, они золотые..
|
|
|
21.1.2009, 10:44
Сообщение
#12
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 348 Регистрация: 20.2.2008 Пользователь №: 10525 |
От чего: от перегруженности ( когда за день по пять и более переключений, 10 допусков по нарядам. 10 по распоряжениям, а за 5 минут до окончания смены тебе дают команду еще на что-то). Да забыл сказать моя ПС 4 км по периметру. От того что бланки перегружены проверочными операциями. От того что блокировка по бумагам работает, а на деле нет. Ну и еще много от чего.
Как бороться: если бы наверху хотели бы бороться по настоящему а не на бумаге я думаю много чего можно было бы исправить. |
|
|
21.1.2009, 11:00
Сообщение
#13
|
|
=VIP= Группа: Пользователи Сообщений: 1200 Регистрация: 17.1.2009 Из: СССР Пользователь №: 13157 |
Да, когда разрешают заявки никто не обращает на их количество, даже время не учитывают необходимое для переключений ( обычно пишут время необходимое только на ремонт)- хотя по правилам оно включается в заявку. Накладок по вр. очень много.Бланк (обычный) к тому же надо составить, проверить - то же время уходит.
-------------------- Пилите гири Шура, они золотые..
|
|
|
21.1.2009, 18:34
Сообщение
#14
|
|
=VIP= Группа: Модераторы Сообщений: 1509 Регистрация: 7.2.2008 Из: Россия, ДНР, Донецк Пользователь №: 10408 |
У нас это делается (отключения с привода) везде, даже практикуется отключение ТР-110( пока никто не видит) при исправном ОД. А в КРУНе релейщики заведомо кнопку "откл. ОД " подписали "резерв", чтобы не попутали с кнопкой съема сигнала ( похожи и находятся рядом, бывало видимо когда-то). Да отключали защелкой. Ох, ребята, не бережете вы себя... Опорные изоляторы КЗ, ОД имеют возраст лет 30, как минимум. Влагопоглощение фарфора-то равно нулю, но заделывается фарфор в оголовок цементом. А вот у него существует предельное количество циклов заморозки-разморозки. При мне было: выводили в ремонт трансформатор на отпаечной ПС. Мостик с ОД, КЗ. Отключали (ОД) с панели управления; я стоял за забором ОРУ (снаружи.) ОД пошел на отключение, изолятор одной из фаз лопнул и болтался на шлейфе. Коротнул на землю. Фейерверк еще тот был. А если бы отключали из привода? -------------------- Прежде чем делать открытие — загляни в справочник.
К. Прутков-инженер. Советы начинающему гению. |
|
|
21.1.2009, 18:56
Сообщение
#15
|
|
=VIP= Группа: Пользователи Сообщений: 1200 Регистрация: 17.1.2009 Из: СССР Пользователь №: 13157 |
Ох, ребята, не бережете вы себя... Опорные изоляторы КЗ, ОД имеют возраст лет 30, как минимум. Влагопоглощение фарфора-то равно нулю, но заделывается фарфор в оголовок цементом. А вот у него существует предельное количество циклов заморозки-разморозки. При мне было: выводили в ремонт трансформатор на отпаечной ПС. Мостик с ОД, КЗ. Отключали (ОД) с панели управления; я стоял за забором ОРУ (снаружи.) ОД пошел на отключение, изолятор одной из фаз лопнул и болтался на шлейфе. Коротнул на землю. Фейерверк еще тот был. А если бы отключали из привода? До комплексного точно были фарфоровые колонки ( хотя и тогда работали с привода, под козырьком), теперь все полимерные. Про неполнофазный режим хотелось бы пообщаться. -------------------- Пилите гири Шура, они золотые..
|
|
|
21.1.2009, 19:38
Сообщение
#16
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 368 Регистрация: 25.10.2007 Из: Западная Украина Пользователь №: 9684 |
У нас строго запрещено отключать с привода. Только дистанционно. Тоже имелись случаи облома изолятора
-------------------- Молодой еще но научусь и исправлюсь
|
|
|
22.1.2009, 0:33
Сообщение
#17
|
|
=VIP= Группа: Модераторы Сообщений: 1509 Регистрация: 7.2.2008 Из: Россия, ДНР, Донецк Пользователь №: 10408 |
Про неполнофазный режим хотелось бы пообщаться. Седня позна уже. Баички хоцца. -------------------- Прежде чем делать открытие — загляни в справочник.
К. Прутков-инженер. Советы начинающему гению. |
|
|
23.1.2009, 21:18
Сообщение
#18
|
|
Заглянувший Группа: Пользователи Сообщений: 47 Регистрация: 11.11.2007 Пользователь №: 9799 |
|
|
|
23.1.2009, 21:35
Сообщение
#19
|
|
=VIP= Группа: Пользователи Сообщений: 1200 Регистрация: 17.1.2009 Из: СССР Пользователь №: 13157 |
Прорабатывал сегодня бумагу о селекторном с СК . Там включение КЗ определили как ошибку персонала и все. Сослались правда на циркуляр по ОАО энерго, в котором говориться что вывод в ремонт тр-ов 110 и выше должен производиться в прсутствии контролирующего лица. А у нас в инструкции- одним лицом???
-------------------- Пилите гири Шура, они золотые..
|
|
|
Гость_ГостьИгоррр_* |
26.1.2009, 13:54
Сообщение
#20
|
Гости |
Nord, В заявке то оно должно быть написано, но и диспетчер должен знать режимные указания по РЗА.
Dmitry_G, Вывод в ремонт траснформатора относится к сложным переключениям, поэтому выполнять их должны два человека. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.4.2024, 9:36 |
|